Чиновники и заключённый под стражу предприниматель, похоже, не могут определиться, кому же принадлежит участок земли в черте города Петропавловска. Всё бы ничего, да вот только от таких делёжек страдают невинные люди. Сложившаяся ситуация, которую волевым решением можно было устранить в один день, тянется уже, не поверите, почти 12 лет!
85-летняя Александра Разумова – труженица тыла, мать пятерых детей вынуждена замерзать в собственном доме. Причём её дом — ни какая-нибудь дряхлая сторожка или полуразвалившиеся хоромы, а нормальное пригодное для жилья строение… Только разрезанное пополам!
Как это? Нашему корреспонденту, говорившему по телефону с пенсионеркой, которая плакала от своей беды, тоже было трудно представить такое. Но, выехав на место, всё оказалось банально просто.
Эта история началась ещё в далёком 2001 году, когда вторую часть дома Александры Петровны по ул. Потанина, 46, предназначенного для двоих хозяев, выкупил скандально известный, пожалуй, на весь Казахстан предприниматель Виталий Михеенко. По словам Александры Разумовой, до того, как приобрести вторую половину дома, где она проживает с 1976 года, бизнесмен выкупил в их краях чуть ли не пол улицы. Все дома были снесены под большое строительство. И вот дело дошло и до дома пенсионерки.
— Я умоляла моих прежних соседей не продавать Михеенко свою квартиру, — слёзно вспоминает старушка, — говорила, что он его тоже снесёт, как и все остальные. Но они не послушали.
И тут, на наш взгляд, началась череда странностей, связанных, по всей видимости, со связями «свыше»… Просим прощения за тавтологию. Впрочем, обо всём по порядку…
Следствие вели…
Наши корреспонденты, разбираясь в этом, на первый взгляд простом, но если капнуть глубже, очень запутанном деле, обнаружили весьма странные моменты. Конечно, мы не настаиваем на неопровержимой истине в своих рассуждениях и не берём на себя обязанности следователей, но всплыли слишком «говорящие» факты.
По словам Александры Разумовой, когда ей стало известно о том, что вторую половину дома, в котором она живёт, будут сносить, она отправилась в акимат за помощью:
— В отделе архитектуры меня заверили, что без их разрешения сноса не будет, а такового они якобы не давали. Я успокоилась, но вернувшись домой, увидела шокирующую картину – одной стены уже как ни бывало!
Возмущениям пенсионерки не было предела. Но непоколебимые рабочие продолжали разбирать дом. Обнадёженная труженица тыла впала в отчаяние. Но это еще не конец истории.
Когда вторую половину дома по ул. Потанина, 46 снесли, бабушке, оставшейся проживать в своей квартире, пришлось очень не сладко. Стена, которая отделяла соседей этого дома, была не капитальной, а всего-навсего межкомнатной. Для того, чтобы Александра Петровна могла спокойно зимовать, эту стену по-хорошему нужно было утеплить, выложив кирпич в три слоя. К сожалению, данные работы новоиспечённый сосед старушки выполнить не удосужился. Авось бабулька перезимует и со стеной в один кирпич, да при том, ещё и выложенный не по всей длине её половины.
Также не были утеплены крыша, отрезанная пополам и фундамент, а точнее то место, где он должен был быть. Так как дом был цельным, то и фундамент его шёл по периметру строения. Легко представить, что если квадрат поделить пополам, то одна его сторона останется открытой. Так и получилось в этой ситуации. Как признаётся Александра Петровна, теперь из её подпола можно выйти прямо на улицу, если сделать небольшой подкоп.
Конечно, запасной выход в случае необходимости не помешает. Но вот уже на протяжении 12 лет от отсутствия должного утепления стены, которая из межкомнатной перегородки превратилась в уличную, старушка со страхом встречает наступление холодов.
— Овощи, банки с соленьями в подпол боюсь опускать – всё помёрзнет ведь, — плачет она.
Что говорить, даже если банку с крещенской водой, оставленную в подполе разрывает на части – можно представить какая температура в комнатах. Без валенок и тулупа пенсионерка не обходится. Чтобы было тепло, печку нужно кочегарить круглосуточно. Да только вот у 85-летней пенсионерки ни сил, ни средств на это нет – уголь и дрова нынче на вес золота.
Укрепился на все 100
На выкупленной территории сосед построил огромную двухэтажную домину, которую обнёс капитальным забором: с одной стороны от дома Разумовой железным, а с другой добротным, кирпичным в несколько слоёв. Видимо, чтобы разгневавшаяся от безысходности старушка, не смогла пролезть на его частную территорию. Да и здесь её бы ждали сюрпризы.
Как утверждает Александра Петровна, по территории с заброшенным «поместьем» постоянно бегают огромные собаки-охранники. Только, что там охранять? Почерневшие и отсыревшие за многие годы простоя шпалы, да выбитые окна?
Годы в мерзлоте и постоянной нервной обстановке пагубно сказались на здоровье пожилой женщины. Она застудила себе лёгкие: теперь её дыхание сопровождается постоянными хрипами. Долго ходить не может, не только от того, что начинает задыхаться, но и больные ноги дают о себе знать.
Несмотря на то, что старушке много не надо – отодвиньте на время забор, чтобы она могла нанять рабочих для утепления стены, навстречу ей идти никто не хочет. Сначала она умоляла самого Михеенко, но всё было тщетно. Когда в ноябре 2011 года его осудили, она стала обращаться к родственникам, но все без толку.
Но, как ни странно и «слуги народа», которым глава государства ещё на прошлой неделе поручил быть более человечными, вникать во все проблемы народа, помогать, особенно старикам, не заставлять их бегать по инстанциям, а делать всё возможное на местах, в данной ситуации не предпринимают никаких мер. И тут всплывают последующие «странности» в этом деле.
В августе этого года Александра Разумова обратилась в отдел архитектуры и градостроительства Петропавловска. На её обращение от и.о. руководителя отдела Д. Бредникова поступил ответ, что при выезде специалиста на место «было установлено, что гражданином Михеевым (!) В.М. (или опечатка, или фамилия, на наш взгляд, странным образом поменялась в абсолютно новую, — О.В.) был осуществлён самовольный захват земельного участка. В связи с этим было направлено письмо на имя и.о. руководителя ГУ «Территориальная инспекция Комитета по управлению земельными ресурсами Министерства регионального развития РК по СКО» Ж. Сулейменову для содействия в решении данного вопроса.
Только вот содействия старушка дожидается до сих пор. В своей, на наш взгляд, «отписке» руководитель земельной инспекции господин М. Мендыбаев сообщает, что никакого самовольного захвата отродясь не было. Наверное, старушке и специалистам из архитектурного отдела всё это приснилось. Сверив копии земельно-кадастровых дел собственников земельных участков и настоящие границы земельного участка, выехав на место, земельной инспекцией было установлено, что «границы земельного участка соответствуют идентификационному документу». Также было установлено, что данная земля находится в частной собственности, поэтому никакого самовольного захвата государственных земель не было.
А дальше следуют строки, которые вообще повергли нас в шок: «В соответствии со статьёй 145 Земельного кодекса РК, проверка проводится в присутствии проверяемого субъекта. В данном случае, отсутствие по месту нахождения земельного участка физического лица проверяемого субъекта – В.М. Михеенко, не позволяет провести проверку в соответствии с действующим законодательством РК». Получается, что проверку сначала провели, установив, что всё законно. А потом, выяснив, что «физическое лицо проверяемого субъекта» — мы так понимаем, что эта завуалированная фраза обозначает собственника земельного участка – В.М. Михеенко, находится в местах лишения свободы, отписываются, что в данном случае всяческие проверки вообще не законны. И, как будто советуют 85-летней старушке, которая и за хлебом в магазин сама сходить не может, для разрешения спора, вытекающего из земельных правоотношений, обратиться в суд.
Поскольку мы так и не смогли выяснить в чьей же всё-таки собственности находится этот земельный участок – частной или государственной, остаётся только догадываться на чьей совести остаётся мерзлота в доме труженицы тыла.
Конфисковали или нет?
А дело вот в чём: по приговору суда от 17 ноября 2011 года Виталий Михеенко был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями УК РК «мошенничество», «создание и руководство организованной преступной группой или преступным сообществом», «легализация денежных средств или иного имущества, приобретённого незаконным путем», ему назначено по совокупности преступлений наказание в виде 9 лет лишения свободы с лишением права занимать руководящие должности в органах управления коммерческих структур сроком на 2 года с конфискацией всего личного принадлежащего ему имущества в исправительной колонии общего режима.
Получается, что если данный земельный участок принадлежал господину Михеенко, то он должен был отойти в собственность государства. Конечно, если он не был записан (или переписан) на третьих лиц. Тогда почему чиновники дают ответ, что в отсутствии «физического лица проверяемого субъекта», ничего не могут сделать? Так кто же может помочь старушке и дать возможность «утеплиться»? Владельцы, чиновники, родственники Михеенко?
Обратившись к судебным исполнителям, выясняем, что за данным лицом никакой собственности на данный момент не числится. Значит, её либо всё-таки конфисковали, и она прибывает в собственности города, либо, несмотря на заверения земельной инспекции, принадлежит абсолютно другому человеку.
В завершении мы всё-таки просим городских властей разобраться в этой запутанной ситуации. Хотя бы для того, чтобы свою 13 зиму в обрезанном доме труженица тыла перезимовала в тепле. Думается, она заслужила не сухих отписок, а внимания и заботы от государства.
Ольга ВАЙТОВИЧ,
фото автора