Корреспондент Петропавловск.news продолжает путешествие по сакральным местам Северо-Казахстанской области. А этот раз речь пойдет о том объекте, который внесли в республиканскую карту.
Не так давно я писал о том, что уж лучше бы сакральные места оставались для большинства людей труднодоступными. Тогда и ценность их была бы выше, и энергетика не расходовалась бы просто так. Ведь праздному человеку незачем разглядывать чужие святыни, а кто очень хочет, кто ищет, тот легко преодолеет преграды. Тем более, что в наше время – это всего лишь не слишком хорошая дорога, каменистый грейдер и сильные степные ветра. Нам, изнеженным городским жителям, которых к еще одному сакральному месту Северного Казахстана, о котором пока знают далеко не все, вез комфортабельный автобус, дорога показалась долгой и неровной. Это было такое счастье, если бы сюда не поехали толпы туристов — а то ведь все заглядят и испортят…
Но степь бесконечна и в ней затеряно такое количество святых мест, что хотя бы о некоторых из них мы просто обязаны позаботиться и рассказать всему миру. И уж тем более должны знать о таких местах местные жители. Разве кто-нибудь знал до этого момента, что буквально в нескольких километрах от Корнеевки, от озера Большой Тарангул есть шикарное место, где путника ждет покой и исцеление…
Сегодня я немного расскажу вам о святом «острове». Островом я называю это место потому, что после его посещения из головы не исчезает навязчивая аналогия с фильмом Павла Лунгина «Остров», главный герой которого, будучи обитателем небольшого клочка земли где-то посреди озера, исцелял приезжавших к нему людей от многих болезней. Наш «остров» — это небольшой курган посреди степи в Есильском районе Северо-Казахстанской области. Здесь, в нескольких километрах от аула Булак, находится мазар Кулсары батыра, которого при жизни считали одним из самых уважаемых соотечественников, а после смерти – святым.
Расположен курган буквально в паре километров от сопки Жаман, о которой мы уже упоминали. Наверное, так и должно быть, что рядом с плохим местом (Жаман сопка считается таковой потому, что в средние века на ее предгорьях таились разбойники и грабили проходящие мимо караваны с товарами) находится в противовес, святое место. Символическое соседство добра со злом. И, судя по всему, добро побеждает — к мазару Кулсары батыра стремятся не только местные, даже из соседних городов приезжают жаждущие исцеления.
«Буквально вчера к нам приезжали гости из Кокшетау, — рассказывает нам шарыкшы (сам он себя называет проводником между людьми и святым местом, где захоронен аулие Кулсары) Серкильбай Танибеков, — сложно у них в семье, мужчина дошел до высокого воинского звания, а потом не выдержал и повредился умом. И вот они приехали сюда, чтобы исправить эту ситуацию. Знают люди, что это место здесь не просто так, что аулие Кулсары обладал такой сильной энергией, что даже место, где он захоронен может людей лечить».
По словам шарыкшы Серкильбая о святом месте здесь знают давно и людской поток из страждущих не прекращается уже много десятков лет: «Когда была Советская власть — все это, конечно, не приветствовалось, но люди ходили. Вы же понимаете, что, если бы результата не было, не считали бы это место святым. Много случаев было, что и женщины от бесплодия излечивались, и даже лежачие больные вставали. Главное ведь — искренне надеяться, тогда и помощь придет!».
Проводник между обычными людьми и святым местом рассказывает о том, что ему приходилось видеть за долгие годы, а мы рассматриваем окрестности. Степь за долгие годы изменилась. Курган, на котором установлен мазар святому Кулсары, окружен возделанными полями, неподалеку находится рудник — с недавнего времени здесь добывают золото и цирконий. Но сам курган остался нетронутым: рядом с мазаром батыра Кулсары еще много захоронений, а в каждом из них — легендарные предки местных жителей.
Место это настолько намоленное, что даже гром и молнии не могут повредить мазару Кулсары — недавно в купол мазара ударила молния, но, не причинив вреда, была отражена в бетонную плитку, уложенную вокруг могилы святого.
Кулсары батыр (1715- 1776 гг).
Чем известен: сподвижник Абылай хана, фактически — посол Казахстана в Российской империи. Общественный деятель. Родился, жил и умер на севере Казахстана. Упоминается в сборнике «Русско-казахские отношения в 16-17 веках», где говорится о том, что Абылай хан имел кочевье близ горы Кокше — ныне Кокшетау. А Кулсары батыр имеет свое кочевье в 10 километрах от Петропавловска вверх по реке Ишим — скорее всего, нынешний Бесколь».
Читайте также:
http://www.pkzsk.info/na-severe-kazaxstana-idut-poiski-svyatyx-mest-video/
http://www.pkzsk.info/legendarnaya-usadba-na-severe-kazaxstana-trudnodostupna-dlya-turistov/
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск