Диску «Утро планеты» суждено было стать последним виниловым гигантом, записанным «Ариэлем» в своём классическом составе. Альбом представляет рок-сюиту, написанную Александром Морозовым и (за исключением финальной части) Сергеем Романовым; по своей тематике предлагаемый на пластинке материал перекликается с тем, что делал тогда же «Автограф». Арт-рок в творчестве «Ариэля» – тема интереснейшая, и здесь воспоминания меломанов простираются как минимум от «Органа в ночи», «Ромео и Джульетты» и «Таркуса» до «Монолога падающей бомбы» с отголосками «Эха» «Pink Floyd». Хочется надеяться, что скоро в этом списке появится и сюита «Чёрная звезда» — давний замысел Валерия Ярушина, осуществить который по нынешним, не столь «прогрессивным» для прогрессивного рока временам, непросто. Однако, возвращаясь к пятому диску-гиганту «Ариэля», предлагаем сегодня обратиться прежде всего к его поэтической составляющей, отмечает ведущий музыкальной рубрики «Петропавловск.news»
— Стихи были написаны в 1977-78 годах, когда я служил в армии,-рассказывает Сергей Романов. – Потом, когда в 1982-м я приехал из Уфы в Ленинград (у меня уже была записана песня «Бреду по жёлтым склонам» с Давидом Тухмановым, которую исполнил тогда ещё молодой певец Валерий Леонтьев), первый человек, с которым я познакомился в Ленинграде, был композитор Александр Морозов. И поскольку у меня было много стихов на пацифистскую, антивоенную тему, он обратил внимание на них, и как-то стихийно получилось так, что он написал не одну песню, а несколько. Тогда это было актуально, так как была большая конфронтация с Америкой, меня эта тема волновала, его, видимо, тоже. Так получилась именно рок-сюита, которую Александр планировал показать какому-нибудь ансамблю, а поскольку он уже работал с группой «Ариэль», решил предложить им. Сюита их заинтересовала, и как-то всё быстро получилось – Морозов поехал в Москву, в редакции газеты «Комсомольская правда» состоялась его творческая встреча, и газета сделала анонс, вышла (в 1982 году) небольшая заметка об этой рок-сюите. А потом «Ариэль» приехал с гастролями в Ленинград, и здесь они уже начали репетировать. Спустя, по-моему, полгода или год вышла пластинка…
Играли сюиту и на концертах, она звучала на разных фестивалях. И затем по-своему, в стиле хэви-метал её сделала группа «Форвард» — она была достаточно популярна и настолько заводила публику, что на неё в результате в Ленконцерт пришла телеграмма, что-то вроде доноса. А потом, когда возник вопрос с расформированием, руководитель «Форварда» обратился к Александру Морозову с просьбой их защитить. Мы сделали концертную программу, что-то около десяти песен и вроде как реанимировали «Форвард», но потом группа всё-таки распалась, и на её базе возник «Форум» — с созвучным названием, но полностью изменённой стилистикой. Инициатором создания новой группы был Александр Назаров, нашли нового солиста – Виктора Салтыкова, и была сделана программа, не только на мои стихи, хотя заглавная песня «Белая ночь» была моя. Вот так всё переплелось, оказалось в какой-то степени связанным с этой рок-сюитой.
Там была одна подтекстовка – «Утро планеты» я писал на музыку. И получилось так, что как-то уж очень много в сюите было мрака – образов, которые несли, что ли, пессимизм, нагнетание эмоций. Александр Морозов решил сделать развязку – своеобразный «выход на свет», то есть о том, что да, нам угрожают, да, вот она, опасность, но жизнь продолжается, нужно найти какую-то альтернативу, и об этом как раз «Кто с нами?» В это время он как раз писал песни на стихи известных поэтов, в том числе Николая Тряпкина, и решил включить эту вещь в сюиту в качестве заключительного аккорда.
А за «Монолог падающей бомбы» меня как поэта даже упрекали – мол, «Фантомы» не несут бомб и.т.д. Но это ведь образ, в данном случае не обязательно, чтобы подобная точность была. И я помню, с каким воодушевлением ребята из «Ариэля» это репетировали. В исполнении же «Форварда» пела Ирина Комарова, известная многим также по группе «Интеграл». Я нашёл запись, она есть на моей страничке «ВКонтакте». Правда, не очень хорошего качества, но, тем не менее, можно получить представление – звучит своеобразно, совсем не похоже на «Ариэль».
Эта работа была для меня важна в плане становления меня как поэта-песенника, потому что после Тухманова мне нужно было двигаться дальше, закрепить успех. Но для Александра Морозова, как ни странно, может быть, это было даже важнее, чем для меня, потому что он хотел писать для молодёжи и таким образом обретал новую аудиторию. До этого он ведь в основном писал, например, для Эдиты Пьехи, Эдуарда Хиля, то есть для традиционных исполнителей. А меня всё время тянуло на рок-музыку, поэтому он очень увлёкся этой идеей, и музыка выплеснулась настолько эмоционально. Однако и для меня, безусловно, этот период моей творческой деятельности очень важный…
Редакция выражает благодарность Виталию Опря за помощь и участие