Специальный рейтинг «Газеты нашего города» к Всемирному Дню театра
Весь мир — театр, и люди в нём — актёры. А также сценаристы, режиссёры, билетёры, суфлёры, костюмеры, декораторы, осветители, рабочие сцены и буфетчицы (смотри штатное расписание).
На этой неделе театральная общественность Петропавловска отметила весьма почитаемый в городе праздник — Всемирный День театра. По этому случаю во всех местных храмах Мельпомены прошли торжественные «службы». Еженедельник «Пkz» не остался в стороне от этой замечательной даты, недаром же мы снискали в городе репутацию «самой театральной газеты». Чем запомнился уходящий театральный сезон-2013? Какими яркими событиями одарил? Мы постарались ответить на эти вопросы в нашем театральном рейтинге.
Виват, Булат!
По версии еженедельника Пkz, победу в номинации «Лучшая режиссура» мы решили присудить режиссеру Казахского музыкально-драматического театра имени С. Муканова Булату Абдрахманову за его постановку для театра кукол под названием «Здравствуй, белый пароход! Это я!» по повести Чингиза Айтматова «Белый пароход». Признаться, этот выбор дался нам не слишком легко. Было, как минимум, еще два серьезных претендента. Однако в результате долгих раздумий мы решили выделить именно Булата. Дело в том, что этот режиссер изначально поставил перед собой очень непростую задачу – адаптировать жесткую (порой даже жестокую) айтматовскую повесть к специфике детского театра. Спектакль «Белый пароход» рекомендуется детям, начиная с 8-ми лет, но я своим глазами видела на представлении малышей куда более нежного возраста. Постановщику было необходимо убрать наиболее травмирующие детскую психику повороты сюжета, при этом, не обеднив драматического материала, и к тому же сделать спектакль зрелищным и динамичным, — иначе маленьких зритель просто откажется его смотреть. Задачка, что и говорить, не из простых, но Булат справился с ней просто блестяще.
В итоге получилось пронзительное повествование о мальчике-сироте-при-живых-родителях, который живет в своем собственном поэтичном мире, не имеющим ничего общего с жестоким миром взрослых. Надо сказать, что многовариантность и гибкость режиссерской мысли в этом спектакле просто восхищает. «Белый пароход» — это настоящий театр-трансформер, где перчаточные куклы соседствуют с марионетками, а театр теней контрастирует с визуальным «диапроектором», повествующим о древних легендах Иссык-куля. В итоге зритель с изумлением обнаруживает, что с добрый десяток разнохарактерных персонажей играют всего три актера (которые к тому же периодически выполняют функции рабочих сцены), но как вдохновенно и слаженно они играют! Спектакль производит впечатление отлично смазанного сложного механизма, работающего без сучка и задоринки.
Ну, за искусство перевоплощения!
Лидером в номинации «Лучший актер» становится «человек-оркестр» Сапар Мапенов, который в спектакле «Белый пароход» сыграл и озвучил целый букет ролей – Мальчика, деда Момуна, бабку, злобного дядю Орозкула и к тому же прекрасно исполнил функцию Главного рассказчика. Голосовые и драматические данные этого артиста выше всяких похвал! А вот «Лучшей актрисой» уходящего сезона, по мнению автора, стоит считать Ирину Полищук из труппы Северо-Казахстанского русского театра драмы имени Н. Погодина. Ирина дважды «засветилась» в премьерных постановках театра. Она блестяще исполнила роли властной хозяйки аула в драме «Карагоз» и легкомысленной старлетки из бродячей труппы в спектакле «Трактирщица» по пьесе Карло Гольдони, чем лишний раз подтвердила свое амплуа разноплановой актрисы, которой одинаково легко даются и комедийные, и трагические роли.
Спектакль-изгнанник
«Лучшей драмой», поставленной в этом театральном сезоне, я считаю спектакль молодого режиссера Азамата Абдильдинова «Эмигранты» по пьесе знаменитого драматурга-абсурдиста Славомира Мрожека. Начнем с того, что «Эмигранты» — наиболее значительное произведение Мрожека, ставящее перед зрителем такой сложный философский вопрос как проблема внутренней свободы и несвободы человека.
Автор постановки – выпускник режиссерского отделения, ученик Анатолия Наргеленаса, который, кстати, исполняет в этом спектакле одну из двух главных ролей (вторая роль – у Рината Ходжаева). «Эмигранты» — это дипломная работа Азамата Абдильдинова в качестве режиссера. И работа на редкость добротная и качественная.
Сбежавшие на свободу от тоталитарного режима интеллигент и рабочий вынуждены снимать дешевый подвал на двоих и постоянно выяснять отношения, потому что на чужой свободе до них никому нет дела. Этот спектакль – о духовной свободе и внутреннем рабстве, которое живет внутри нас. До сих пор. О свободе и несвободе размышляют и до хрипоты спорят на сцене два человека – два антогониста, два социальных полюса: рабочий и интеллигент. Именно об этом ведут свои нескончаемые разговоры за жалким столом в новогоднюю ночь, в чужой стране, в мрачном сыром подвале, ставшим для них домом.
«Эмигранты» — спектакль, рассчитанный на умного зрителя, склонного к духовным исканиям, который приходит в театр за пищей для ума и сердца. И очень жаль, что этот спектакль, едва родившись, оказался невостребованным на петропавловской сцене. Достаточно сказать, что в театре имени Погодина для городского зрителя постановку играли лишь единожды – прошедшим летом. Администрация, по неведомым мне причинам, не нашла «Эмигрантам» лучшего применения, нежели использовать его как выездной спектакль для сельского зрителя. На мой взгляд, это абсолютно абсурдное решение, поскольку сельский зритель, в большинстве своем, не готов воспринимать сложную стилистику Мрожека и идейную направленность его произведения. Подтверждением этому печальному факту является письмо ветеранов одного района в газету, где они трогательно благодарят местных предпринимателей, купивших для них билеты на этот спектакль, в котором они, по собственному признанию, ничегошеньки не поняли и вообще посчитали «актерской халтурой». Очень жаль, что столь тонкому и умному спектаклю в родном театре уготовано такая печальная судьба!
Комедия – это звучит гордо!
В театральной среде бытует мнение, что хорошую комедию поставить сложнее, чем хорошую драму. Мне кажется, это верно, ведь задача комедии – не только смешить, но – рассмешив зрителя, заставить его крепко призадуматься. Хорошая комедия никогда не опустится до пошлости и вульгарности, она легка, искрометна и поучительна одновременно. Всем этим критериям, считаю, полностью соответствует одна из громких премьер этого года – постановка Виктора Шалаева «Квадратура круга» по пьесе Валентина Катаева. Ей мы и присуждаем победу в номинации «Лучшая комедия». Я уже писала, что считаю шалаевскую «Квадратуру» образцом театрального постмодерна, способного заинтересовать и объединить самую разношерстную и разновозрастную аудиторию. Спектакль одновременно интересен и тридцатилетним любителям Пелевина, и двадцатилетним киноманам, и тем, чья молодость прошла в изучении трудов классиков марксизма-ленинизма. Новый спектакль сбалансирован настолько, что его художественная содержательность совершенно не противоречит его коммерческой составляющей. Также стоит отметить, как слаженно и вдохновенно в «Квадратуре» играет актерский ансамбль, в котором нет ни одной провальной роли.
Мы выбираем трудный путь…
Ну и, наконец, в номинации «Лучшая театральная провокация» лидирует постановка студенческого театра «Пилигрим» под названием «Детский мир» (режиссер Тагир Джемалединов). Считаю, что это беспрецедентный случай для театрального Петропавловска, когда спектакль играется в редком (и очень сложном – хвала актрисе Юлии Джемалединовой) жанре «вербатим». Термин произошел от латинского verbatim — «дословно» и обозначает так называемый «документальный театр». Типологически вербатим соответствует литературе в стиле нон-фикшн. Постановки документального театра полностью состоят из реальных монологов или диалогов (что реже) обычных людей, произносимых актерами. В основе постановки – провокационный драматический материал. Можно сказать, что «пилигримы» решились во весь голос сказать о том, о чем в современном театральном Петропавловске говорить как бы совсем не принято. Получилось болезненно, неврастенично, местами неловко, но все-таки получилось. А автора явление публике «Детского мира» порадовало, главным образом, тем, что, благодаря «Пилигриму», остросоциальный театр в нашем городе, скорее, жив, чем мертв. А это значит, что наша коллективная совесть все еще жива, вопреки всем ампутациям по-живому, что общество пыталось с ней проделать…
Вера ГАВРИЛКО,
фото автора
По версии «Газеты нашего города»:
«Лучший актер» — Сапар Мапенов (Северо-Казахстанский театр кукол)
«Лучшая актриса» – Ирина Полещук (Северо-Казахстанский театр драмы имени Н. Погодина)
«Лучшая режиссура» – спектакль «Здравствуй, белый пароход! Это я!» (Северо-Казахстанский театр кукол)
«Лучшая комедия» – спектакль «Квадратура круга» (Северо-Казахстанский театр драмы имени Н. Погодина)
«Лучшая драма» — спектакль «Эмигранты» (Северо-Казахстанский театр драмы имени Н. Погодина)
«Театральная провокация года» – спектакль «Детский мир» (студенческий театр «Пилигрим»)