Кредит на бизнес под 6% годовых — где такое возможно? В Казахстане. Именно на таких условиях, по ставке ниже инфляции, будут кредитовать проекты по программе «Продуктивная занятость». По словам министра национальной экономики Тимура Сулейменова, это финансирование одновременно поможет не только стимулировать малый бизнес, но и помочь безработным и самозанятым.
Они смогут получить кредит до 18 миллионов тенге, чтобы начать свое дело. При этом не нужен даже залог – кредиты будут гарантировать фонд «Даму» и «Казагрогарант». По данным Сулейменова, в республике сейчас насчитывается 853 тысячи безработных и самозанятых с доходами менее 60 тысяч тенге.
По новой программе кредиты в первый год смогут получить 15 тысяч человек, во второй – еще 30 тысяч человек. Итого поддержку получат лишь 5% от общего числа безработных и самозанятых с низкими доходами. И нужно понимать, что успешно раскрутить свое дело после получения кредита сможет, по самым оптимистичным подсчетам, не более половины. Таким образом, социальный эффект в виде снижения безработицы от новой кредитной программы близок к нулю.
То же касается и экономического эффекта в виде стимулирования бизнеса. Экономика появления новых бизнесменов совершенно не заметит. Выигрыш получат лишь квазигосударственные структуры и коммерческие банки, которые займутся распределением бюджетных средств, выделяемых на микрокредитование.
На самом деле в Казахстане неоднократно уже запускались программы господдержки микрофинансирования желающих начать свое дело. Но в итоге не улучшаются ни показатели занятости, ни показатели реальной активности малого и среднего бизнеса.
Только в рамках новой программы, по словам главы миннацэкономики, на микрокредитование предусмотрено 37 миллиардов тенге — 10 миллиардов тенге по городам и 27 миллиардов тенге по сельской местности.
Раньше регулярно ассигновались сопоставимые суммы по другим программы поддержки бизнеса. Где результат от таких инвестиций? Кто его подсчитывал, и почему о нем никогда не говорят? Все выделенные льготные кредиты затронули лишь мизерную часть бизнеса.
На самом деле за счет тех средств, которые государство тратит на всевозможные инструменты поддержки предпринимательства и содержание госконтор, которые все это обслуживают, можно было просто запустить государственный банк кредитования малого бизнеса. И специализировался бы он, скажем, на промышленных и сельскохозяйственных проектах.
В настоящее время из общей суммы 3 триллиона тенге кредитов, выданных малому бизнесу коммерческими банками, на торговлю приходится 1,1 триллиона тенге – вдвое больше, чем на промышленность и сельское хозяйство, вместе взятые.
Если бы государственный банк кредитовал производственные проекты под те же 6% годовых, то начался бы настоящий бум в предпринимательстве. Устранив посредников в лице квазигосударственных структур, удалось бы снизить операционные расходы. А качество работы стало бы выше – банк был бы заинтересован в проработке бизнес-планов, тогда как нынешним квазигосударственным посредникам это малоинтересно.
Кроме того, создание госбанка заставило бы шевелиться частные банки, которые сейчас откровенно паразитируют на бюджетных программах, не пытаясь совместно с бизнесом выстраивать новые проекты.
Повысился бы и социальный эффект. Ведь микрокредит безработному на создание своего дела обеспечит, в лучшем случае, доход ему одному. Тогда как если кредитовать более крупные проекты, то рабочих мест появится на порядок больше.
Поддержка малого бизнеса в рамках так называемой «продуктивной занятости» – это непродуктивное расходование казенных средств. Она закончится отчетами о безвозвратно проеденных деньгах.
Источник: Резонанс.kz