Художник и врач зарисовал чуть не полмира, в том числе и наш Петропавловск
Имя Павла Пясецкого (1843-1919 гг.) — врача, путешественника, литератора, художника, автора более полутора десятка панорам, самая знаменитая из которых «Великий Сибирский путь», — в течение всех лет существования советской власти находилось под запретом. Причина для советского времени веская: классово чуждый человек, дворянин, действительный статский советник был знаком с императором Николаем II и членами царствующего дома Романовых, прославлял их в своем художественном творчестве.
Однако cегодня, как и более века назад, интерес к творчеству Павла Пясецкого-художника необычайно велик. Панорамы его с любопытством рассматривали жители Нью-Йорка, Бонна, Эдинбурга; их хотели бы заполучить во многих городах России и за рубежом. Тем более что художник Павел Пясецкий зарисовал чуть не полмира — помимо России, многие уголки Англии, Франции, Китая, Японии, Болгарии, Персии, Узбекистана, Казахстана — он изобразил на своих замечательных панорамах…
Родился в 1843 году в Орле. Учился в орловской гимназии, которую окончил в 1861 году. Окончил медицинский факультет Московского университета. В 1871 году защитил на степень доктора медицины диссертацию. Уже в молодые годы у него проявилась любовь к рисованию. Во время учебы Пясецким были сделаны сотни рисунков по анатомии, гистологии, судебной медицине, служившие в качестве учебного пособия.
После защиты диссертации Пясецкий переехал в Санкт-Петер-бург, где служил в главном военно-медицинском управлении, в свободное время посещая занятия в императорской академии художеств в качестве вольнослушателя. Когда в 1874 году была снаряжена экспедиция полковника Сосновского в Китай, Пясецкий был прикомандирован к ней в качестве врача и художника. Из своих рисунков Пясецкий составил свою первую картину-панораму «От середины Китая до Западной Сибири».
Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов Павел Яковлевич работал в действующей армии, в качестве военного врача.
Одно из главных его творений — панорамная картина Великий Сибирский путь — Транссибирская железнодорожная магистраль.
Строительство Великой Транссибирской магистрали сопровождалось созданием панорамы дороги от Волги до Владивостока, которую поручено было делать художнику Павлу Пясецкому. Железную дорогу длиной 6000 км. со всеми станциями, мостами и достопримечательностями художник уложил в полотно длинной почти в один километр (942 м.). Работа над полотном была начата в 1894 году и до сих пор является самым уникальным документом строительства и первых лет функционирования Транссиба. Несмотря на напряженный ритм стройки, управление по сооружению Транссибирской железной дороги относилось к подготовке панорамы как к делу чрезвычайной важности, и художнику предоставлялись самые благоприятные условия.
«Великий Сибирский путь» Павла Пясецкого сохранился до настоящего времени, находится в Эрмитаже. Впечатляющая своим размахом, отмеченная высоким мастерством, панорама в целом дает возможность видеть, как выглядела Сибирь более века назад. Перед глазами предстают станции Петропавловск, Омск, Курган, Обь (тогда крохотное село, а ныне почти двухмиллионный город Новосибирск), Красноярск, Иркутск, Чита, Маньчжурия, Владивосток… Таежные просторы и дикие степи, горы, строящиеся поселки, вокзалы, мосты через крупные сибирские реки Тобол, Иртыш, Обь, Енисей, сами эти могучие реки, тоннели — все это донесла до нас гигантская картина-панорама Павла Яковлевича Пясецкого. Эта панорама-акварель была удостоена Большой Золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, а сам художник награжден орденом Почетного легиона Франции.
На выставке для демонстрации картины был построен специальный павильон с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую: посетители (точнее «пассажиры») заходили в вагоны, рассаживались по местам и просматривали панораму через окна. Специальные установки имитировали тряску вагонов и движение поезда. Движущаяся панорама состояла из нескольких движущихся слоёв объектов и картин. Ближайшими объектами были песок, камни и валуны на горизонтальной полосе, движущейся со скоростью 300 метров в минуту. Далее на низком экране, движущемся со скоростью 120 метров в минуту, были нарисованы кусты. За ним экран с картинами двигался со скоростью 40 метров в минуту. На последнем экране размером 7 на 105 метров были нарисованы горы, леса и города, и он двигался со скоростью 5 метров в минуту. В итоге, с помощью четырёх экранов создавалась картина движения.
Картина была передана в Русский музей императора Алек-сандра III, затем перешла в запасники Эрмитажа. В 2004 году РЖД и Эрмитаж договорились о начале реставрации картины, законченной в 2008 году. Проведенная реставрация позволяет перейти к следующим этапам реализации совместного проекта Эрмитажа и ОАО «Российские железные дороги», предполагает подготовку научного издания с полной публикацией панорамы, а также возможных его электронных версий, организацию и проведение выставки всех частей панорамы «Великий Сибирский путь», создание репродукций и видеоверсии и многое другое.
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей несколько акварелей Пясецкого, посвященных Петропавловску. Репродукции взяты из книги «Уральский исток Транссиба», любезно подаренной областной библиотеке С.Муканова председателем совета ветеранов Петропавловского отделения Южно-Уральской железной дороги Ануфриевой.
Юлия ПИСКУНОВА, заведующая отделом областной библиотеки
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск