29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Кто пасется на народных пастбищах

Сельчанам негде пасти скот!

Мясо конины, говядины и баранины самое дорогое на рынках Петропавловска. Это ли не парадокс для аграрного региона, богатого бескрайними степями и сочными травами? Почему сельчане отказываются заниматься своим исконным ремеслом – держать скот – выяснила прокуратура при проведении анализа по обеспеченности пастбищами для выпаса скота в сельской местности.

Вопреки законам рынка и жизни

Как бы ни развивались в Северо-Казахстанской области крупные животноводческие предприятия, не секрет, что львиная доля сельхозживотных пока здесь содержится в личных подворьях.

Если быть точнее, в хозяйствах населения, по данным Управления статистики области, на 1 февраля этого года содержалось 329 тысяч голов, или 87,2 % от общего поголовья крупного рогатого скота, овец и коз — 242 тысячи голов, или 93,5%, лошадей -84 тысячи голов, или 88,5%.

Численность крупного рогатого скота в крестьянских или фермерских хозяйствах составляла чуть больше 8 тысяч голов (2,2% от общей численности по области), овец и коз – 6 тысяч голов, или 2,4% , лошадей — 5,9 тысяч голов, или 6,2%.

В сельхозпредприятиях содержалось только 40 тысяч голов крупного рогатого скота, (это лишь 10,6% от общей численности), около 11 тысяч голов овец (4,1%), 5 тысяч лошадей (5,3%).

Статистика утверждает, что на отчетную дату поголовье скота в регионе, по сравнению с прошлым годом, выросло. Только радоваться, увы, нечему. Ведь рост этот измеряется таким мизером, что, по большому счету, никак не влияет на ситуацию.

Так, рост числа крупного рогатого скота не составил даже одного процента! Овец и коз стало больше всего на 8,1 процента, лошадей – на 4,5 процента.

И это при том, что мы давно живем в рыночной экономике, где главное – спрос, который по всем законам экономики всегда рождает предложение.

У нас на деле получается, что выбор мяса на рынках становится все скуднее, к росту цен на него мы уже привыкли.

Но, кроме общепризнанных законов рынка, в Северо-Казахстанской области есть свои особенности жизни. Основная масса населения аграрного региона – сельчане. Любой из них без раздумья скажет, что скот – основной источник существования на селе. За счет него учат детей в институтах, покупают и строят жилье, словом, только выкорм скота может обеспечить сельчанину достойную жизнь.

Почему же тогда жители аулов и сел не спешат увеличивать поголовье в своих загонах?

Ответ на этот вопрос дало изучение проблемы, которым занимались прокуроры. Результаты шокировали.

Пастбища в дефиците

«Согласно Земельного Кодекса Республики Казахстан, земельные участки для выпаса скота населения и сенокошения, для отгонного животноводства (сезонные пастбища) предоставляются на праве временного безвозмездного землепользования. Предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Исключение — случаи, когда земельный участок или право аренды земельного участка предоставляется для использования пастбищных и сенокосных угодий в целях удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья, а также огородничества.

Приказом Министерства сельского хозяйства утверждены ветеринарные нормативы по содержанию животных в личных подсобных хозяйствах в пределах границ населенных пунктов и нагрузки выпаса животных на землях сельскохозяйственного назначения, отведенных для населенных пунктов. Установленный по Северному Казахстану норматив на 1 голову крупного рогатого скота составляет 5,2 га пастбищ», — разъясняет старший помощник прокурора Северо-Казахстанской области Светлана Оралбаева.

Прокуроры в ходе изучения выявили, что этот норматив в регионе не соблюдается практически повсеместно.

К примеру, в Тимирязевском районе обеспеченность пастбищами составляет только 42 процента, в Кызылжарском – 40 процентов, в Есильском, Мамлютском – и того меньше.

Соблюдается норматив по пастбищам только в одном из тринадцати районов области – Ак-кайынском.

Почему чиновники заботятся о сильных мира сего?

Как такая ситуация стала возможной в краю бескрайних степей, где издревле росли сочные травы, куда предки пригоняли скот на откорм, преодолевая сотни километров трудного пути?

Прокуроры заключают: количество общественных пастбищ ежегодно уменьшается, эти земли предоставляются местными исполнительными органами частным коммерческим структурам, осуществляется их перевод в другие категории земель.

Оказывается, зачастую земли, вчера еще бывшие общественными пастбищами, сегодня с легкой руки чиновников становятся собственностью отдельных господ.

Так, в 2010 году в Тимирязевском районе, где обеспеченность пастбищами в два раза ниже нормы, 325 га пастбищ были предоставлены одному фермеру, 706 га – другому.

В Тайыншинском районе сотни гектаров пастбищ были розданы частникам, в то время, как в сельском округе, где они находятся, обеспеченность пастбищами в три раза меньше нормы.

В Бирликском сельском округе района Габита Мусрепова – вообще 75 % пастбищ умудрились отдать в частное землепользование.

К гадалке не ходи – интересы и чаяния рядовых сельчан, живущих благодаря буренкам и отаре овец, чиновников, принимавших такие решения, не интересовали.

Что же их подвигло к такой щедрости для сильных мира сего, пока, остается загадкой.

Но механизм, который помогал заботиться не о рядовых сельчанах, теперь известен в прокуратуре.

«Установлено, что местными исполнительными органами акты о выделении земель под общественные пастбища не принимаются. Это повсеместная практика в области, исключения составили только несколько районов. Это и позволяет распределять такие пастбищные земли частным хозяйствующим субъектам, в том числе на аукционах», — говорит Светлана Оралбаева.

Цена увеличения посевных площадей

Вторая причина сокращения пастбищ, по итогам прокурорского анализа — проблема перевода пастбищ в пашню.

Статистика последних лет красноречива: в 2008 году в пашню переведено больше 4 тысяч гектаров пастбищ, в 2009 году – 30 тысяч гектаров, в 2010 году распахано под посевы аж более 102 тысяч гектаров бывших пастбищ.

Светлана Оралбаева отмечает, что анализ законности актов акимов и материалов перевода показывает, что в ряде случаев переводы осуществлялись в нарушение требований Земельного Кодекса Республики Казахстан.

Например, прокурором Айыртауского района было установлено, что заключения по переводу земель пастбищ в пашню с уполномоченными органами сельского и водного хозяйства не согласовывались. Материалы по переводу пашни в пастбища не направлялись для согласования в уполномоченные областные органы сельского, водного хозяйства и охраны окружающей среды.

В 2009 году акиматом данного района с указанными нарушениями было принято 21 постановление о переводе 12403 га земель, в 2010 году – 6 постановлений на 14362 га земли.

Одна сторона медали с распашкой пастбищных земель – всё растущие, рекордные урожаи зерновых в регионе. Другая – перспектива вынужденного вегетарианства для горожан и обнищание сельчан, живущих за счет скота.

Не дороговата ли цена рекордов?

Светлана Оралбаева, старший помощник прокурора Северо-Казахстанской области:

— Результаты анализа позволяют сделать вывод, что сложившаяся в области ситуация с обеспечением населения пастбищами негативно отражается на развитии животноводства в рамках действующей Программы повышения продуктивности и качества животноводства, не учитывает интересы жителей сельской местности.

Согласно закона «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» вопросы развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, обеспечение их реализации на территории района, в том числе разработка правил содержания и выпаса сельскохозяйственных животных в населенных пунктах, которые сегодня не приняты, входят в компетенцию акиматов районов.

Разработка региональных программ развития сельских территорий, в том числе решение вопросов развития животноводства входит в компетенцию акиматов областей. В связи с этим, прокуратурой области внесено представление акиму СКО Серику Билялову о сложившейся ситуации.

Надеемся, будут приняты действенные меры.

Инна ЛИТВИНЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *