29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Директор украинской компании Dairy Global Experts Александр Валебный: В развитии молочного животноводства в Северо-Казахстанской области мы приняли немалое участие

коровы Северо-Казахстанская область

Геополитические события напрямую повлияли на сферу молочного животноводства в Казахстане. До 2022 года украинские и казахстанские компании плотно сотрудничали в сфере молочного животноводства. В Северо-Казахстанскую область приезжали украинские ветеринары, зоотехники, агрономы для обмена опытом. Молочно-товарные фермы закупали из Украины коров. А на предприятиях устанавливали нидерландскую программу Uniform-Agri, эксклюзивным дистрибьютором которой выступает украинская компания.

В военное время сотрудничать стало проблематичнее. Украина осталась без авиасообщения — дорога в тот же Казахстан стала обходится дороже и теперь сопряжена с трудностями. К тому же не все украинские специалисты могут позволить себе командировки — уже почти три года выезд из Украины без специального разрешения закрыт для мужчин в возрасте 18-60 лет.

Тем не менее, сотрудничество между украинскими и казахстанскими животноводами хоть и сократилось, но не прекратилось. Некоторые специалисты из Украины до сих пор остаются в Северо-Казахстанской области — в частности, отвечают за работу программного обеспечения.

Как война усложнила сотрудничество между фермерами из Украины и Казахстана, и чем для украинского бизнеса привлекательно работать в Северо-Казахстанской области, мы поговорили с директором компании Dairy Global Experts Александром Валебным. Это предприятие сотрудничает с компаниями не только в Казахстане, но и в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. А в Казахстан к коллегам Александр продолжает по мере возможности ездить и в условиях войны.

директор компании Dairy Global Experts Александр Валебный

Потери ферм и стада: как затяжная война повлияли на молочную отрасль Украины

— Для начала предлагаю остановиться на том, что происходит в Украине. Как полномасштабное вторжение России в Украину в 2022 году повлияло на молочную отрасль?

— Молочная отрасль в Украине постепенно восстанавливается. Да, было потеряно около 20 молочно-товарных ферм из-за войны, они были вынуждены или закрыться полностью, или переехать в другие регионы. Мы потеряли очень много продуктивного племенного стада, племенного ядра, которое было на оккупированных территориях или в прифронтовых зонах. Много ферм разрушено.

Но тенденция именно 2024 года — молочные предприятия в тыловой части Украины развиваются, причем довольно успешно. До конца 2025 года должны выйти по объемам молока на довоенный уровень. Частично — за счёт восстановления поголовья, но также растет уровень производства. То есть фермы, которые работают, начали производить больше молока, стали более продуктивны.

— Как это возможно?

— Люди начали углубляться в экономику, погрузились с головой в ферму, повышают продуктивность животных, внедряют новые технологии. Это комплексные меры.

— Как на себе ощутило войну именно ваше предприятие?

— Мы столкнулись с проблемами ещё до начала полномасштабной войны. Если не ошибаюсь, 20 сентября 2021 года Россия закрыла транзит товаров, которые нуждаются в ветеринарном контроле. Наша компания, в частности, экспортировала через территорию РФ транзитом племенных животных и животных для забоя в страны Центральной Азии.

Когда вышел запрет, мы первые два месяца искали выход из этой ситуации. И где-то в ноябре запустили альтернативный маршрут — паромом через Чёрное море. Но, если это сухопутный коридор, цена перевозок одна, а если паром, то затраты на логистику вырастают вдвое.

Поэтому мы стали менее конкурентоспособны по сравнению с теми же европейскими компаниями, у которых транзит через Россию остался. После начала полномасштабной войны паромы ходить перестали, наша логистика ещё более удлинилась — через страны ЕС и Турцию. По сравнению с периодом до 2021 года затраты на перевозки увеличились уже втрое, а не вдвое. Если бы мы имели прямой маршрут или хотя бы паром, мы бы были более конкурентоспособны по сравнению с европейскими компаниями.

Естественно, после начала боевых действий многие люди уехали, много классных специалистов пошли защищать страну. В частности, из нашей команды. Усложнилась перевозка не только самих товаров, но и людей, потому что наши сотрудники работают в странах Центральной Азии. Сейчас нет воздушного сообщения. Мы вынуждены ехать в страны Евросоюза или в Кишинев и оттуда лететь через Стамбул. Маршрут удлинился.

— Тем не менее удается ли сейчас поставлять животных в страны Центральной Азии?

— Мы везём некоторые партии через Румынию и Турцию, но гораздо меньше, чем в довоенный период. Если в 2020–2021 годах мы вывозили где-то 1500 племенных животных из Украины в Центральную Азию и порядка 3000-4000 животных на убой, то сегодня мы везём 300-500 голов племенных животных, — более чем в три раза уменьшился вывоз. А животных на убой мы в Центральную Азию вообще не отправляем, мы тут пока не конкурентоспособны.

— На всякий случай, уточню: речь идет о коровах?

— Да, племенные животные — это коровы. А животные на забой — это быки, которые едут живыми и там попадают на мясокомбинат.

Экспорт технологий и специалистов: сотрудничество с Северо-Казахстанской областью

— Теперь давайте поговорим конкретно о Северо-Казахстанской области. Как вы сотрудничали с молочно-товарными фермами там?

— В Северо-Казахстанской области мы работаем с 2020 года. Есть понятие “Опыт Северо-Казахстанской области в развитии молочного животноводства”. Так вот в этом опыте мы приняли немалое участие. C 2020 года порядка 25 специалистов из Украины работали на разных фермах в Северо-Казахстанской области.

Сейчас там остаются 11 наших сотрудников. То есть в два раза меньше, но всё-таки работаем и имеем очень хорошие результаты, в частности, в Северо-Казахстанской области, в городе Петропавловске. Очень хорошо работает тандем власть и бизнес на развитие сельского хозяйства.

Важна поддержка акимата области, в частности, акима и первого зама акима области. Марат Иманбаевич Тасмагамбетов был двигателем прогресса. Он очень крутой менеджер и управитель. В частности, он отвечает за сельское хозяйство. Этот тандем и дал мощный толчок для развития молочной отрасли региона.

— Когда вы говорите о сотрудничестве с конкретным предприятием, что вы имеете в виду? Как работают специалисты из Украины на месте?

— У нас в компании разработана система протоколов. Они полностью описывают работу молочно-товарной фермы. Это технология, зоотехния и ветеринария. Каждый из пунктов работы на ферме описан. То есть около 500 протоколов, которые внедрены, и ферма работает в недельном и месячном цикле. Когда наши специалисты приезжают, они проводят небольшой аудит вместе с руководителем или ответственным лицом предприятия, смотрят, на какие моменты нужно обратить внимание. И вместе стараются настроить работу, чтобы предприятие производило больше молока.

— Какие именно специалисты из Украины востребованы в Казахстане?

— Самый большой спрос на ветеринаров и зоотехников, технологов молочно-товарных ферм и агрономов.

— В чем особенность именно украинских специалистов? Почему они востребованы в других странах?

— Это опыт. Украинские фермеры прошли уникальный путь за последние 30 лет, не имея практически никакой поддержки государства. Бизнес сам вкладывал в развитие хозяйств, обучал людей. Предприятия в разные периоды были на уровне нулевой рентабельности. Это заставляло бизнес учиться самим, обучать своих специалистов лучшим мировым практикам — европейским, американским. Совокупность этих факторов дала мощный толчок развитию узкопрофильных специалистов сельского хозяйства. Это агрономия, ветеринария. Каждый второй или третий консультант из нашей компании прошел практику или стажировку за границей — в США, странах ЕС. Некоторые в Австралии жили и работали, некоторые в Израиле учились. Тот опыт, который мы получили, мы решили использовать в других странах.

Когда мы продаём животных, приезжают наши специалисты, обучают людей на месте работать с этими животными. Внедряют протоколы. В Казахстане очень крутые ребята, но опыт, который мы получили за 30 лет, очень сильный. И я могу с уверенностью сказать, что молочное животноводство Украины по уровню развития иногда даже выше европейского.

— Насколько я знаю, что вы еще помогаете фермерам налаживать цифровые процессы. О чём идет речь?

— На всех предприятиях, где работают наши специалисты, установлена программа Uniform-Agri. Это софт производства Нидерландов, однако украинская компания выступает его эксклюзивным дистрибьютором. На сегодня порядка 50 инсталляций сделано в Республике Казахстан, я говорю не только о Северо-Казахстанской области, и порядка 300 инсталляций в Украине. Эта программа позволяет улучшить менеджмент, систему управления работой фермы. В ней сочетаются бизнес-планировщик и специалисты по каждому блоку. Когда люди приходят на работу, программа сама спрашивает их, что сделано. Можно сразу распечатать цикл задач на сегодня. Специалисту не нужно перебирать тетради, какому животному сделаны вакцины, какому не сделаны. Не нужно считать в календаре, какой день цикла, чтобы проверить стельность. Все выдает программа. Она позволяет упростить работу.

— Возможна ли установка программ во время войны?

— Программа до сих пор работает, мы дистанционно ее совершенствуем и дистанционно проводим обучение. За последние два месяца мы установили программы на четырех фермах Казахстана, провели онлайн-обучение для специалистов. То есть здесь проблем нет.

Вдали от родины. Как сейчас украинские специалисты работают в Северо-Казахстанской области

— Можно ли сказать, что в условиях войны сотрудничество с Северо-Казахстанской областью просело?

— Работа просела из-за определенных моментов. Некоторые наши консультанты находятся на передовой, пошли служить, мы их поддерживаем. Вопрос ротации и логистики специалистов очень сильно повлиял на развитие нашей работы. Сейчас мы не можем перевозить людей, дополнительно их обучать. До военного периода практически каждый сотрудник раз в год проходил курсы повышения квалификации у нас в центре обучения.

Сотрудники морально истощены. Они понимают, что нужно работать. Это всё-таки экономическая безопасность нашей страны. Однако они также осознают, что на их родине идёт война.

Чтобы хороший специалист был постоянно в тонусе, работал в хорошем настроении, ему надо раз в три месяца приехать, увидеть семью. Раньше у нас сотрудники работали вахтовым методом — три месяца в Казахстане и один месяц в Украине. Отдыхали, бывали дома. Сейчас же некоторые люди, которые уехали, уже 3 года не приезжали домой. Мы не можем ни привезти новых специалистов, ни забрать тех, кто в Казахстане. Определённая стагнация наблюдается.

— Кроме моральной нагрузки, ещё не всему можно обучить онлайн?

— Онлайн-обучение — это хорошо. Но когда человек приезжает, он погружается в сферу, посещает другую ферму, едет работать с другими специалистами, обменивается опытом. Когда ты ходишь каждый день на работу, и у тебя глаз замыливается. А когда ты со стороны смотришь, понимаешь, что здесь что-то бы изменил — и оно пошло бы лучше. Для этого мы делали ротации, проводили постоянное обучение.

Но я вам скажу, что граждане Казахстана понимают всю ситуацию, поддерживают наших ребят. И сами наши ребята молодцы, сохранили хорошие отношения между собой и мне как руководителю помогают. Ведь я не всегда могу поехать и провести там определённые встречи. У нас очень классный коллектив.

Если бы сейчас мы могли отправить больше специалистов, делать их обмен, релокацию, проводить больше обучения, работа была бы более эффективной. Мы сотрудничаем с Северо-Казахстанским научно-исследовательским институтом, где неоднократно проводили семинары, принимали участие в обучающих конференциях совместно с Палатой молочных пород Казахстана. Работы сделано очень много. Мы благодарны нашим партнерам в Северо-Казахстанской области, в частности. Да хотелось бы уделять больше времени и иметь больше возможностей, чтобы развивать наше сотрудничество. Ведь до начала боевых действий около 300 специалистов из Казахстана, со всей республики, прошли обучение у нас в учебном центре в Украине.

— Вы сказали, что 11 специалистов сейчас работают в Казахстане. Это те, которые выехали до февраля 2022 года и остались работать там?

— На 90% — да. Потому что некоторые наши специалисты попали в оккупацию и были вынуждены выезжать через территорию России, всё случилось неожиданно. Многие наши ребята, которые сейчас в Казахстане, лишились всех материальных благ, над которыми они работали всю свою жизнь.

— Было ли такое, что за последние три года кто-то ездил в командировки в Казахстан?

— Да, конечно. У некоторых наших сотрудников трое детей (мужчины, у которых на содержании трое несовершеннолетних детей, имеют право на отсрочку от военной службы — ред.). У некоторых ребят есть определенные причины, по которым они имеют право выезжать. Они работают в Казахстане, выезжают, приезжают.

— Как бы вы охарактеризовали казахстанский рынок, и конкретно Северо-Казахстанскую область? Почему вам интересно работать именно там?

— Северо-Казахстанская область – это, в первую очередь, очень красивая область. Во-вторую очередь, по сравнению с другими, у неё очень хорошее географическое положение в плане климата, осадков. Ведь, кроме содержания фермы, коровам нужны корма. И, если взять весь Казахстан, то, наверное, в Северо-Казахстанской области и Восточно-Казахстанской области климат наиболее способствует выращиванию хороших кормов. Сейчас выращивается много кукурузы на силос, зерновая группа. И в последние 5 лет видим хорошие результаты, тенденцию к повышению урожайности, качества кормов.

директор компании Dairy Global Experts Александр Валебный

Люди хорошие в Петропавловске. Я с удовольствием там бываю, когда получается поехать в командировку. Мне очень нравится Петропавловск, очень зелёный и красивый город.

— Были ли попытки России влиять на Казахстан, вытеснять украинских специалистов, чтобы заменять их российскими? И вообще, можете ли вспомнить какие-то конфликты, связанные с Россией, именно по вашей работе в Казахстане?

— Нет, казахстанский народ очень гостеприимный. Конфликтов как таковых на политической почве не было. Мы гости, мы должны быть дипломатичны.

Что касается России, то когда там началась мобилизация, очень много специалистов, довольно неплохих, из России уехали в Казахстан и другие страны Центральной Азии. Они стали искать себя, заняли свою нишу, пришли работать на фермы, в растениеводство, животноводство.

Из основных моментов, которые влияют на развитие сельского хозяйства — 1 июля 2024 года вступила в силу директива: россияне на 100% субсидируют логистику своих товаров, которые продают за рубеж. И многие казахстанские производители из-за ряда причин стали менее конкурентны, потому что очень много российских товаров зашло на рынок Казахстана. В частности, ещё проблема приграничных регионов — конкуренция в продукции растениеводства, продукции животноводства. Вижу тенденции, которые власти Казахстана решают. Это рынок.

— Если обобщить, как война повлияла на сотрудничество между Украиной и Казахстаном?

— Мы понимаем, что мы где-то на 60–70% уменьшили продажу своих товаров. Если взять весь рынок Центральной Азии, в довоенный период он исчислялся порядка 1 млрд евро — это общий товарооборот Украины. Сегодня он составляет порядка 250 миллионов евро, то есть упал в четыре раза.

— Когда вы говорите о сотрудничестве вашей компании со странами Центральной Азии, имеется в виду только Казахстан или другие страны региона?

— Где-то порядка 80% нашего сотрудничества со странами Центральной Азии приходится на Казахстан. Меньше мы представлены в Узбекистане, в Кыргызстане. Есть несколько проектов в Таджикистане. Но 80% наших проектов было всё-таки в Казахстане.

— Сколько раз вы лично приезжали в Казахстан?

— Я вообще в первый раз попал в Казахстан в 2009 году, затем приезжал несколько раз. А уже когда пришел работать в нынешнюю компанию, с 2018 года практически 2-3 месяца в году провожу в Казахстане.

— Сейчас у вас лично есть возможность оформлять командировки?

— Стало тяжелее, но иногда приезжаю к своим сотрудникам. Был в мае этого года в Казахстане.

Беседовал Григорий Пырлик, журналист из Украины, специально для Петропавловск.news

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *