Городские управляющие столетиями не могут справиться с непроходимой грязью на окраинах Петропавловска
Как значительный торговый город Петропавловск имел достаточные городские доходы, которые собирались на основе действующих законоположений. В пользу города шли сборы с торговых и промышленных предприятий, плата за аренду земель, принадлежащих городу и пр. В 1834 г. городских доходов было 4749р. 89 к. Куда же расходовались эти средства?
Основная доля шла на содержание полиции — 2833р. 62к. В то время в городе не было штатной полицейской команды. Очевидно в эту сумму включалось вознаграждение прикомандированным к городничему для исполнения полицейских обязанностей инвалидам, содержание пожарной команды и ещё другие расходы. На содержанке ратуши отпускалось 1394р. 05к., на ремонт и содержание мостов и перевозов — 729р.50к., отопление и освещение казарм — 75р. Спрашивается, на что же содержалась имевшаяся в то время в Петропавловске школа? Она получала средства от войскового станичного правления. В 1868 г. город имел доходов — 11363 р. 17 к. К этому времени город имел свой капитал — 79404 р. 32к. Расходы города в 1868 г. составляли 13092 р. 29к. И опять таки больше всего шло на полицию — 5366 р. 60 к. На содержание городового хозяйственного управления отпускалось 3067 р.33 к., на благоустройство и украшение города — 257 р. 65 к., на содержание городской больницы — 62р. 40к., училища — 2778 р., окружного суда — 415 р. В это время в городе, помимо станичного училища, было ещё женское училище, открытое в 1864 г. На содержание его и отпускались средства. Что касается мизерной суммы, предназначавшейся городской больнице, то её надо объяснить тем, что больница тогда содержалась за счёт «доброхотных дателей», т.е. на благотворительные средства, в частности, на средства купца I гильдии Муратова.
Благодаря сборам с торговли и промышленности составился значительный городской капитал и с каждым годом город увеличивал свои расходы. По сравнению с соседними городами, Петропавловск имел весьма солидный бюджет, что и позволило провести в начале XX века некоторое благоустройство.
В 1879 г. расходы города составили 45470 р. 88 к., в 1900 г. — 55145р. 30 к., в 1910 г. — 218895 р., а в 1915 г. они уже составляли 374143 р. 80 к.
Интересно, на что тратились деньги в 1915 году:
Содержание городского общественного управления и сиротского суда — 9%
Воинская квартирная повинность — 6%
Содержание полиции — 5%
Содержание пожарной команды — 4%
Благоустройство города — 8%
Содержание городских сооружений — 23%
Народное образование — 17%
Медицинская, санитарная и ветеринарная часть 3%
Уплата налогов — 1%
Содержание принадлежащих городу недвижимых имуществ — 5 %
Уплата долгов — 7 %
Разные расходы — 2%
Из этого расходного расписания видно, что на благоустройство города и содержание городских сооружений (водопровода, телефонной сети, электростанции, скотобойни) тратились значительные средства (31%) по отношению ко всему бюджету. Но однако город и в это время был ещё страшно не благоустроен.
Кроме Вознесенского проспекта-главной улицы города (ныне ул. В.И. Ленина), в городе не было мощёных улиц. И Вознесенский проспект был замощён не полностью. В 1915 г. около городского сада и дальше к ж/д линии он не был замощён. Особенно жуткую картину представляли спуски в Подгорье. Весной и осенью здесь была непролазная грязь. По поводу петропавловской грязи разговоров было много на протяжении всего Х1Х-го-начала XX века. Петропавловский городничий 2 апреля 1858 г. рапортовал генерал-губернатору Западной Сибири: «По ближайшему осмотру моему города Петропавловска найдено, что для правильного устройства города и улучшения его, полезно и необходимо было бы:
— Первое — по случаю тонкого грунта в городе и неустройства улиц, канав и водосточных труб, в настоящее время везде, как на горе, так и под горой, все подполья под домами наполнены водою, а улицы непроходимой грязью, в особенности под горой некоторые улицы, по словам жителей, не просыхают во всё лето, для улучшения сего необходимо по обеим сторонам улиц устроить канавы с барьерами и деревянными тротуарами…»
Эти пожелания городничего не были выполнены и 50 лет спустя. Только кое-где, в местах попоясной грязи были сделаны деревянные мостики. Канавы были на некоторых улицах прокопаны, но они не чистились и были очагом зловония. В самом центре города, на Вознесенском проспекте, в 1915 г. возле магазина городского головы Черемисинова и дома купца 1 гильдии Казанцева из-за ароматов «цветущей воды» прохожие зажимали носы. Если сам хозяин города- городской голова — не мог у себя привести в порядок канаву, то можно представить, что творилось под горой и на окраинах!
На проспекте и ближайших к нему кварталах мерцало несколько фонарей. Весь же остальной город был погружён в полный мрак. Традиционная привычка местных жителей закрывать окна с вечера ставнями лишала улицы всякого света и в дождливую погоду без ручного фонаря невозможно было пройти вечером по улице.
Окраины города имели свои названия — «Татарская слободка», «Солдатская слободка», «Копай-город», «Выселок при станции». Подгорье с середины XIX века было занято казачьею станицею.
Казаки, проживавшие в Подгорье, представляли привилегированную группу населения. Город терпел от них всякие неудобства. До нового «Положения» о Сибирском казачьем войске, опубликованном в 1846 г. (взамен старого, 1808 г.), петропавловские казаки, наравне с другими городскими жителями, платили городу поземельный сбор и отбывали квартирную повинность. Но по «Положению» 1846 г. сибирские казаки были освобождены от податей, поставки рекрут и воинского постоя. Кроме того, никому из лиц, не принадлежащих к войсковому сословию, недозволялось иметь постоянную оседлость в казачьих станицах. Поселившиеся же в них ранее должны были в течение двух лет поступить в состав казачьего войска или вовсе выселиться из пределов станицы.
После пожара 1849 г., когда выгорело не менее двух третей Подгорья, казаки стали строиться под горой отдельною станицею, и с тех пор там было прекращено строительство домов жителей, не принадлежащих к казачьему сословию. Те же жители, что имели под горой земельные участки, получили взамен их новые, на горе.
Станичные казаки в ущерб интересам города добивались для себя различных преимуществ. Царизм шёл им навстречу, видя в них верных своих слуг. В 1874 г. казаки добились открытия в станице самостоятельного базара. Это сильно ударило по интересам городских жителей, через Подгорье шли дороги в сельские местности, и крестьяне, ехавшие на городской базар, должны были обязательно проезжать через станицу, на гору вели крутые подъёмы и крестьяне предпочитали не подниматься и продавать свои продукты на станичном базаре. Городским жителям было неудобно покупать на станичном базаре, так как при больших покупках, чтобы перевезти купленное на гору, надо было нанимать подводу. В 1870-ых гг. такая подвода, смотря по состоянию погоды, стоила от 20 до 40 коп. Так что, например, дрова, купленные на нижнем базаре за 50 коп. воз, нагорному жителю обходились в 70-90 коп. воз.
Из книги Семенова А.И. «Город Петропавловск за 200 лет, 1752-1952 гг.»
В следующем номере читайте о «босяках», бедняках и бездомных прошлого
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск