Давно не листались подшивки; удобный случай перелистать страницы вместе с календарём под Новый год. Одна из первых заметок музыкального обозревателя Петропавловск.news, опубликованная в одном из номеров за 2012 год.
Обычно после двух смен в музыкальной школе музыки уже не хочется. Как пелось в старой песенке про отслуживший свой век рояль: «Хочу не музыки, а тишины». Но в этот раз звуки фортепиано привлекли меня, несмотря на усталость. Нетленные “Imagine” Леннона и «Александрина» Мулявина звучали в столь профессиональном исполнении, что тут же, не откладывая, захотелось познакомиться с исполнителем. Иду по коридору, открываю дверь…ба! да это Сергей Евгеньевич Киров, наш настройщик! Тогда–то и рассказал он мне типичную для многих музыкантов своего поколения историю: «В молодости играл в ансамбле. Базировались мы в областной больнице, и после каждого выступления медики преподносили нам банку чистого спирта! Исполняли то, что было на слуху. Потом все потихоньку, как водится, развалилось».
Фортепиано – вещь капризная, как и все музыкальные инструменты. Перепад температуры, а тем более переезд – и вот уже пианино звучит как в ковбойских салунах на диком Западе (помните вестерны?). Не случайно в свое время решение перебазировать колледж искусств у нас вызвало столько шума. Но с людьми искусства сейчас советуются в последнюю очередь… впрочем, я отвлекся. Нередко настройщиками становятся сами музыканты, но в любом случае, даже не имея музыкального образования, настройщик должен владеть хотя бы основами теории музыки, кварто – квинтового круга. Обладать тонким слухом. Знать фрагменты музыкальных произведений, которые также могут пригодиться. Кроме самой настройки, разбираться в механике, которая в фортепиано достаточно сложна. Словом, целое искусство. К сожалению, сегодня производство фортепиано резко сократилось – время немузыкальное. А когда–то отдать ребенка в музыкальную школу по классу фортепиано считалось показателем достатка и хорошего тона. Стоило это и по тем временам недешево – 13 – 15 рублей в месяц. Для сравнения – обучение по классу гитары и скрипки строило 1 рубль 50 копеек. Хотя еще 35 лет назад в комедии «Мимино» прозвучало: «Пианино сейчас не в моде, теперь все играют на электричестве». Соответственно, сократилось производство комплектующих. Особенно это ощущается теперь, когда многие старенькие инструменты в домах обветшали и прежде всего требуется замена лопнувших струн и сурдин, а их–то и не хватает. Даже на рынке Украины, где в этом плане имеется широкий ассортимент, та же проблема, их зачастую даже нет в каталогах.
У каждого инструмента свой «потолок» настройки и найти его порой достаточно трудно, это как мираж – кажется, вот–вот, и… Потому даже многие профессиональные музыканты сами предпочитают не настраивать, обращаясь к «бойцам невидимого фронта». И в приватных разговорах на моей памяти ветеранов всегда называли не по фамилии, а уважительно, по имени – отчеству: Борис Васильич, Николай Игнатьич…
В учебных заведениях фортепиано можно «лечить» хоть каждый день, учитывая, что по большому счету все до сих пор держится на инструментарии, закупленном в советские времена. Но всему приходит срок, и, вращая специальным ключом заржавевшие непослушные колки какой – нибудь «Ласточки» или «Фантазии», поневоле вспомнишь ту самую песенку старого рояля…
Тем не менее, у нас в городе появляются новые поколения настройщиков (Александр Медведев). Людям этой редкой профессии – прежде всего терпения на трудном пути врачевания струнно–молоточковых расстройств. И чтобы инструменты работы мастера по фамилии «Нестроевич» попадались как можно реже!
2012 г.
По страницам «Пkz»: Настрой праздничный
| 516.
Поделиться: