На днях — ещё один 40-летний юбилей в нашем клубе. Именно летом 1975-го «Поющие Гитары» впервые исполнили «Орфея и Эвридику». Без ложной скромности – эталонный образец рок-оперы, как условно принято называть этот интереснейший своеобразный жанр. Альбом фирмы «Мелодия», запись которого датирована 1980-м (как раз об этом сегодня пойдёт речь), соответственно, в этом году отмечает 35-летие, сообщает корреспондент Петропавловск.news.
Было и переиздание 1985 года – и вновь круглая дата. А если учесть, что скоро Александр Журбин также будет отмечать юбилей – поводов посвятить наш материал «Орфею и Эвридике» достаточно. Тем более что алмазные иглы по-прежнему впиваются в чёрные диски.
Итак, кто там твердит, что песня умирает? Нажимайте кнопку и слушайте! Но прежде – слово автору.
«Опера «Орфей и Эвридика» появилась в 1975, 15 июля. Тогда «Поющие Гитары» впервые сыграли её на публике. Через год встал вопрос о том, что её надо записать. Пошли долгие разговоры с фирмой «Мелодия»… Одни были «за», другие «против».
Но те, кто «за» победили, и нам разрешили делать запись в лучшей по тем временам студии в Питере — в Капелле. Помню, это было физически очень неудобно, аппаратная была на первом этаже, а артисты находились на сцене капеллы, на втором этаже, друг друга не видели, и чтобы сделать какое-то замечание, надо было бежать на второй этаж… Но это как-то преодолели.
Писали на многоканалку, запись заняла больше года….
И вот запись была готова, закончились сведения, мастер диск (тогда это был мастер -тэйп) был приготовлен к печатанию.
И вдруг наступила пауза… Никто не знал почему, но диск не выходил.
Это решалось в Москве, на Центральной фирме «Мелодия», и Москва как в рот воды набрала и ничего не говорила. Прошел год — молчание. Все стали волноваться. Я получал кучу писем — где диск? Хотим диск! Время шло, ничего не двигалось…
Тогда друзья посоветовали мне написать письмо в ЦК КПСС, конкретно Михаилу Васильевичу Зимянину, который ведал тогда культурой. Я написал письмо, в котором просил помочь в выпуске диска. Письмо запечатал в конверт и бросил в ящик. На конверте написал: «Москва, ЦК КПСС, Зимянину М.В.»
Через два дня раздался звонок. Звонили с фирмы «Мелодия». «Александр Борисович, что же вы не заходите? А мы ведь ждем вас. У нас подготовлен к выпуску ваш альбом «Орфей и Эвридика»…
И, действительно, через несколько месяцев двойной альбом с моей оперой был в магазинах.
Запись получилась неплохая. Но не идеальная. Конечно, сейчас я бы сделал все по-другому. Но тогда все было очень сложно… Это 1976 год — нет никаких компьютеров, все делалось вручную, ленту монтировали ножницами (и надо сказать, некоторые делали это виртуозно). Конечно, запись электронных инструментов была на очень низком уровне, никто не умел по-настоящему прописать бас, эффекты у гитары, барабаны.
Но главное мое недовольство этим диском — что там все темпы быстрее, чем надо. И вот почему. Когда мы сложили весь материал, то выяснилось, что в идеале он помещается на 3 диска (каждый диск по 40 минут, итого 2 часа). Но Мелодия не могла выпустить 3 диска, они считали, что никто не будет покупать тройной альбом, это было не принято… Но если делать двойной альбом, то номеров 5 надо было выкинуть…
И тогда я принял решение, о котором жалею: сыграть все номера, но немного быстрее… Действительно, почти все поместилось (хотя все равно некоторые куски остались «за бортом»), но темпы немного неправильные… И я до сих пор переживаю…
Но в целом все получилось неплохо, и этот альбом имел (и имеет) колоссальный успех. Продано очень много копий (по некоторым сведениям — более 3-х миллионов), было много переизданий, в том числе и на Западе.
Так что жизнь Орфея продолжается!»