Рондо, как известно, музыкальная форма, в которой проведения главной темы чередуются с различными эпизодами. Насколько применимо данное правило к музыкальной журналистике – можно спорить. Но спорить не будем, а лучше поприветствуем Александра Иванова, чьё участие в нашей музыкальной рубрике, безусловно, яркое и долгожданное событие, как для нас, так и для читателей. Лидер группы «Рондо» — специально для читателей Петропавловск.news!
— Александр, если не ошибаюсь, работу на профессиональной сцене Вы начинали в казахстанском ансамбле «Радуга». На одной из пластинок серии «Диско-клуб» мне доводилось слышать песню группы под таким названием. Тот ли самый это коллектив?
— Не совсем так. Во-первых, группа была не казахстанская, а московская. Просто, как и многие другие коллективы тогда работали от каких-то филармоний, так же было и с «Радугой». Система работы артистов предполагала обязательное оформление на работу в филармонии, артисты были просто обязаны иметь трудовую книжку и стаж. Мы были оформлены на работу в Кызылординскую филармонию, хотя группа была московская. А второе – я уверен, что 100% невозможно было отдавать песни в какие-либо сборники, так как у группы «Радуга» не было тогда никаких записей. Всё это можно было услышать только на концертах. Записи других коллективов можно найти в Интернете, но это стало происходить в период моих первых экспериментов с такими группами, как «Аэропорт», «Кратер», «Алло!». Но ни в коем случае с «Радугой».
— То есть дело, скорее всего, в «текучке кадров»?
— Да, тут, я думаю, скорее совпадение. Когда мы пришли на место тех людей, которые до нас были в этом коллективе, то это было просто зарегистрированное, базовое название, закреплённое за Кызылординской филармонией.
— Тем не менее, возникает ассоциация с западным аналогом такого названия. Увлекались Вы “Rainbow” Ричи Блэкмора?
— Да, увлекался. Всё, что касаемо творчества Ричи Блэкмора мне было очень близко ещё со времён группы “Deep Purple”, потому что я воспитывался на этой группе. Когда был молодым человеком, пытался подражать Яну Гиллану, а впоследствии Гленну Хьюзу и Дэвиду Кавердейлу. Они были моими учителями, на них я «стажировался», старался петь и ставить тембр благодаря именно этим исполнителям.
— А “Smokie” оказали какое-либо влияние?
— Ну, скажем так, был период, когда я слушал эту группу. Мне очень нравился тембр и вообще сам стиль одежды, стиль выступлений Криса Нормана. Он действительно был одним из моих любимых певцов, на момент его работы в группе “Smokie”.
— И что из «смоков» особенно нравилось?
— Нравились, в частности, «Живя по соседству с Алисой», «Нитки-иголки», короче говоря, те старые композиции 70-х. Наряду с такими исполнителями, как “T.Rex”, Марк Болан, Род Стюарт, “Slade”, “Sweet”. Это были коллективы, интересные мне по звуку, по вокальным распевочным аккордам, тоже очень интересным. Так что не всё, конечно, но 3-4 альбома «смоков» были мной «окучены», я слушал эту группу в 70-х.
— На Ваш взгляд, такой стиль, как поп-рок, даёт достаточно возможностей для творчества, или коммерческие рамки существенно ограничивают его в данном случае?
— Вообще, я не занимаюсь этим направлением, скорее оно так или иначе просто присутствует как популярная музыка в нашем репертуаре. Потому что если бы это была не популярная музыка, тогда мы были бы носителями альтернативного или в чистом виде рок-направления. А так как мы люди мэйнстрима, мы скорее в себе соединяем большое количество разных стилей, в том числе популярную музыку, также представленную в нашем творчестве. Поэтому не могу здесь однозначно ответить. Но думаю, если люди не хотят принадлежать, причислять себя к какому-то одному конкретному стилю, только, например, авангардному или джазовому, то, наверно, тогда эти люди могут правильнее ответить на этот вопрос.
— Одно из воспоминаний детства – во дворе поют «Ваньку-встаньку». В телеэфирах, в Вашем сегодняшнем исполнении эту песню слышать, честно говоря, не доводилось. На концертах исполняете?
-Это то же самое, что задать подобный вопрос Мику Джаггеру, Стиви Уандеру или какому-нибудь другому интересному певцу, который, участвуя в каком-нибудь самодеятельном кружке и исполнив один раз смешную юморную композицию, всё время вынужден отвечать на одни и те же вопросы на протяжении 30-40-50 лет. «Ваньку-встаньку» я спел всего лишь один-единственный раз для «Утренней почты» 1986 года и с тех пор больше никогда эту песню не исполнял.
— Когда «Иванушки International» сделали кавер-версию «Вселенной», как Вы к этому отнеслись?
— Точно так же, как и к тому, когда какая-нибудь композиция перепевается, переделывается многими другими исполнителями. “Yesterday” исполняли от R&B-шных “Boys II Men” и заканчивая Фрэнком Синатрой. Поэтому продюсер и композитор просто прибёг к стандартному действию, когда, являясь хозяином этой композиции, он может давать ей разную жизнь – дискотечную, диджейскую, интерпретируя, как он хочет. Я знаю, что на тот период песня помогла коллективу, о котором мы сейчас говорим. Это решение композитора, думаю, песня имеет право на разностороннюю жизнь и на исполнение всевозможными, разноплановыми артистами!
— А я, как ни банально, но, пожалуй, имею право попросить несколько слов пожелания читателям…
— Побольше читать! (смеётся). – Ну а вообще, конечно, хотелось бы всем пожелать: если слушать, то хорошую качественную музыку, если танцевать, то под хорошую качественную музыку, если страдать, переживать, плакать или, наоборот, смеяться со слезами на глазах – то тоже только под качественную музыку. Поэтому желаю всем по жизни только качественных мелодий, хороших аранжировок. И настроения, которое несло бы в себе, прежде всего, не разрушительное, а позитивное начало!
Редакция выражает благодарность Елене Якуниной за помощь и участие.