В Петропавловске Алёна Коваленко, пострадавшая в крупном пожаре, который в мае этого года уничтожил 11 частных жилых домов в Береке, осталась одна на пепелище, передает Петропавловск.news со ссылкой на Sputnik Казахстан.
7 мая этого года произошло возгорание камыша, огонь из-за сильного ветра перекинулся на близлежащие жилые дома. Более 40 человек были эвакуированы, огнем полностью уничтожены девять жилых домов и два жилых дома частично повреждены. В городе был введен режим чрезвычайной ситуации техногенного характера местного масштаба. Как объяснили тогда в акимате города, это сделано для того, чтобы возместить ущерб пострадавшим в рамках законодательства в сжатые сроки.
Один в поле не воин
Во время того страшного пожара дом Алены Коваленко чудом уцелел, но полностью сгорела баня, спецтехникой был разрушен забор. Сейчас ее дом стоит один в поле, вокруг только обугленные останки соседских строений. Сразу после пожара Алена приняла решение – переехать.
— Как можно жить на пепелище?! На моей стороне улицы не осталось живого места, кругом обгоревшие руины и черная земля. Я не смогу здесь находиться, — объяснила женщина.
И она уехала. Часть вещей перевезла к матери, часть — по родственникам. Алена объясняет, что надеялась, что ей, как и остальным погорельцам, предоставят жилье. Тем более что новые квартиры им обещали уже несколько лет по программе сноса жилья.
— Мы уже жили на чемоданах несколько лет. В 2023 году наши дома должны были снести, освободив место под застройку многоэтажек для расширения жилого района Береке. А мы должны были получить другие квартиры. Долгое время об этом говорили власти. А тут случился пожар, — рассказывает Алена Коваленко.
И, к слову, жильцы рассказывали, что уже на следующий день на сгоревшую улицу пригнали технику, чтобы сносить сгоревшие строения и расчищать землю. Люди начали возмущаться, на что представившийся застройщиком мужчина объяснил, что выиграл тендер, и здесь в ближайшее время развернется стройка.
— Но когда люди начали возмущаться, и застройщик, и техника уехали. Мы рассказали все властям. В городском акимате нас заверили, что землю трогать не будут до тех пор, пока вопрос с приобретением для нас жилья не решится, — вспоминает Алена.
— Тем более речь об этом действительно шла. Нас, всех погорельцев, после пожара собрал у себя на тот момент аким города Руслан Анбаев, сопереживал, сочувствовал, говорил, что все вопросы на его контроле, и ни один житель улицы не останется без крова. Мне он тогда сказал лично, что после того, как вопрос решится с людьми, оставшимися без жилья, возьмутся за мою ситуацию. Также на другой части улицы остались еще два ветхих, но уцелевших дома. Они тоже шли по этой категории, — рассказывает женщина.
Она отмечает, что поверила градоначальнику, тем более впоследствии он сам лично отвечал на телефонные звонки, уверяя, что все наладится уже в ближайшее время — в августе, сентябре. Но потом аким города сменился, и все договоренности были сняты…
— В последний раз, когда я была в акимате, мне твердо сказали, чтобы я забирала свои документы, и что жилья мне другого не светит, так как мой дом уцелел… Я ушла в слезах. И застройщик вдруг куда-то делся, а сроки сноса жилья растянулись еще аж до 2035 года, — сетует Алена Коваленко.
Переезжать снова на Сенную женщина не намерена. Отмечает, что придется остаться пока у матери в однокомнатной квартире.
— Вернуться — это жить в постоянном страхе, что опять случится пожар. Да и как жить, если дом остался один, вокруг поле из камышей и даже забора теперь нет?! Мне просто страшно! Есть условная соседка, но уцелевшие дома от меня находятся на большом расстоянии. Дом мы с мамой превратили в дачу, посадили огород, однако территория открыта, и каждый может зайти сюда и делать все, что угодно. Так уже было неоднократно, — рассказывает женщина.
Она подчеркивает, что не намерена сдаваться и собирается обратиться в прокуратуру.
По закону не положено
Между тем новый аким Петропавловска Серик Мухамедиев во время недавней рабочей поездки по городу прокомментировал данную ситуацию.
— У женщины сгорела только баня, жилье уцелело. У нас в Петропавловске 83 погорельца, у которых по каким-либо причинам сгорело жилье. Государство им может только выплатить единовременную помощь – около 300 тысяч тенге – и поставить в очередь. Да, здесь в рамках ЧС люди получили квартиры, потому что здесь произошел массовый пожар. Но как женщине, у которой сгорели баня-сарай, мы должны дать квартиру? Остальные скажут: это несправедливо, — подчеркнул Серик Мухамедиев.
Он заверил, что здесь — на месте домов, которые сгорели в пожаре – будут проектировать, а позже и строить.
— Район идет под снос, и рано или поздно женщина получит квартиру. Но закон нарушать нельзя. Помогая одним, мы не можем обижать других. Это неправильно. Порой приходят люди, и я их понимаю, честно, душа разрывается, хочется помочь, но есть закон, система. Мы должны помогать и будем искать выходы, но в рамках закона, — заключил аким Петропавловска.
В пресс-службе городского акимата пояснили, что на территории сенной базы по генеральному плану города Петропавловска предусмотрено строительство новых объектов. Именно на данной территории, где расположен дом Коваленко, предусмотрено строительство многоквартирного жилого дома. Генеральный план рассчитан до 2035 года.
— Что касается забора, пострадавшего во время тушения пожара, необходимо написать заявление в акимат. После рассмотрения обращения будут выделены средства для его восстановления, — пояснили в пресс-службе.
Шумел камыш
В ответ на то, что Алена Коваленко и другие жильцы улицы Сенной по-прежнему боятся пожаров от сухого камыша, в пресс-службе городского акимата заверили, что работы по скосу камыша ведутся.
— Акимат города совместно с управлением по ЧС города в начале 2023 года произвел объезд и определил места, где необходимо осуществить скос камыша. Такая работа проводится ежегодно. Однако в этом году городские власти приняли решение увеличить площадь производимых работ и охватить все пожароопасные участки. Работы ведутся с апреля текущего года. Планируется скосить камыш на территории порядка 300 гектаров, — проинформировали в акимате.
По информации пресс-службы, работы проводятся три раза. Первый этап – это весна и начало лета. Второй – конец лета и осень. Далее работы будут проведены зимой, после промерзания почвы.
В текущем году выделено 66,7 миллиона тенге на скос камыша порядка 250 га земли. Это в разы больше, чем в прошлом году. В 2022 году на территории города камыш был скошен на 14,3 га. На эти цели было выделено 3 млн тенге. Также проведена работа по противопожарной опашке. Минерализованные полосы сделали в районе дачных обществ, лесного фонда и частного сектора. Протяженность составляет 103 км.
Интересно, что конкретно в этой ситуации не так? Получить квартиру за не сгоревший дом? А если история о том, как акимат со сносом мурыжит, то пусть расскажет ее жителям Копая, которые годами ждут сноса и расселения.