В цепкие лапы редакции Петропавловск.news попали старинные фотографии, сделанные на железнодорожном вокзале в начале прошлого века. Ранее эти фотографии в сети опубликованы не были, поскольку их лишь недавно оцифровали сотрудники российского государственного исторического музея, где хранятся оригиналы фото на пластинах размером 38/64 см.
Сопроводительной информации к этим изображениям на сайте музея нет. Но поскольку мы люди внимательные, попробуем разобраться, что тут изображено.
На перроне перед вокзалом большое количество собравшихся. Подавляющее большинство — казаки в зимнем варианте обмундирования: шинели почти до пят, папахи с длинным ворсом. Из печной трубы идёт дым, но снега почти нет — его можно заметить только на краю ската крыши центрального строения вокзала. Можно предположить, что это поздняя осень или весна.
На этой фотографии офицер в двубортном кителе, в папахе с коротким ворсом с кокардой. Одет по-походному — без ремня и портупеи. Позади него очевидно прислуга, денщики, которые укладывают офицерские вещи и провиант в вагон 1-класса.
Судя по белому погону с одной полосой и одной (скорее всего) звездой — это подхорунжий (соответствует младшему лейтенанту).
А это младший офицерский чин, унтер-офицер, по-современному — сержант (звание «сержант» существовало в Русской армии в период 1716—1798 годов, а им на смену пришли унтер-офицеры и фельдфебели).
Унтер стоит на фоне вагона 1-класса, которые в те годы были восьмиместными. Вряд ли он сам ехал в этом вагоне. Такие апартаменты предоставлялись лишь офицерам, возможно, тому, что на картинке выше.
Нашивки на рукаве в императорской армии отличались в служивых по срокам службы: одна полоска — до 2-х лет сверхсрочной службы, две — от 2 до 4 лет сверхсрочной службы, три — от 4 до 6 лет службы, 4 — 6 и более лет службы.
На фотографии видно не очень отчетливо, но судя по погонам (в цветном варианте они должны быть красными) перед нами младший урядник (младший сержант), что вполне соответствует одной полоске на рукаве (до 2 лет сверхсрочной службы).
Эта группа казаков вышла не особенно хорошо. Но вряд ли они предъявляли претензии фотографу.
Хорошо видно, что на железнодорожном вокзале к 1904 году, как минимум, две платформы и три пути. Фонари на перроне, скорее всего масляные: внутри плошка с фитилём, который чаще всего пропитывали конопляным маслом, его было много и стоило оно дёшево.
Несмотря на то, что в локомотивном депо Петропавловска первая дизельная электростанция появилась еще в 1897 году, она обеспечивала нужды только самого депо, где ремонтировали железнодорожную технику.
Направление фотографии — восточное, при этом вагон на фото, очевидно — последний в составе. А значит локомотив тянет его по Транссибу в сторону Омска.
Снова подхорунжий и денщики, одетые в темные бедные вещи.
И снова казаки на перроне. Перед ними проходит младший офицерский чин: его можно определить по нашивке на левом рукаве.
Осталось выяснить самое главное — куда едут эти казаки.
Фотографии датированы 1904 годом. 27 января (9 февраля на современный лад) 1904 года началась русско-японская война. Транссиб к этому времени был длинной ниткой без каких-либо дублирующих путей. Ни один поезд, следовавший с запада на восток, не мог миновать Петропавловск. Вот и едут казачки на войну…
Шинель до пят не является признаком зимнего обмундирования. Шинель до пят-это кавалерийская шинель,ее носили все кавалеристы,не только казаки.В Красной армии,кавалеристы тоже носили длиннополые шинели.