До постройки русских крепостей в степи, на южной границе Западной Сибири существовала укреплённая линия, построенная ещё во 2-ой половине ХVII века и носившая название Ишимской. Она шла от реки Миас через Курган, Коркину слободу (ныне г.Ишим) до Чернолуцкого острога на Иртыше (в 50 км севернее Омска). Эта линия была сильно извилистой и глубоко вдавалась во внутрь Сибири. Её длина простиралась до 1000 вёрст, на ней было 54 укреплённых пункта: остроги, форпосты и укреплённые рогатками селения. В 1744 г. на ней находилось незначительное число войск — 3406 человек при 63 пушках. В 1745 г., в связи с джунгарскими опустошениями казахской степи и возникшей опасности такого же опустошения Сибири, из Европейской России в Сибирь прибыло на постоянное квартирование пополнение: 2 пехотных и 3 драгунских полка. Количество войск на Ишимской линии увеличилось.
Старая Ишимская линия была слишком растянутой. Через неё проходили коммуникации Иртышской линии и Кузнецко-Колыванских укреплений. В связи с джунгарскими набегами стал вопрос о сокращении коммуникационной линии с Иртышем — о выпрямлении Ишимской линии, переносе её на юг, что значительно сокращало расстояние от реки Тобол до реки Иртыш.
В 1740-ых годах были отстроены Оренбургская и Уйская укреплённые линии. Они лежали значительно южнее Ишимской. С их устройством Ишимская линия, если бы оставалась не перенесённой на юг, оказалась бы наиболее слабой частью степных укреплений. Её форпосты находились на значительно большем расстоянии друг от друга, нежели на Оренбургской и Уйской линиях.
Сибирское командование, ещё при постройке Оренбургской линии, составило проект переноса Ишимской линии, который несколько раз пересматривался. 6 марта 1752 года последовал указ Сената о стpoительстве Новой Ишимской линии от урочища Звериная Голова на Тоболе до Омской крепости, протяжением в 565 вёрст. К постройке наметили11 крепостей, 33 редута и 42 маяка. Крепости строились на расстоянии 50-55 вёрст друг от друга. Редуты строились между крепостями на расстоянии 9-18 вёрст друг от друга, а маяки между редутами на расстоянии 4-8 вёрст. Крепости отличались от редутов большей величиной. Когда они были построены, их вооружили пушками (от 2 до 6 пушек), и гарнизон каждой из них состоял из 60-80 человек (кроме Петропавловской, где было значительно больше). В редутах имелось по одной пушке, и гарнизон состоял из 24-44 человек. На маяках (наблюдательных вышках) не было постоянного гарнизона, их обслуживали редуты.
Для строительства линии нарядили из тамошних войск 3642 человека. Указ Сената строительство Новой линии мотивировал как военными соображениями, так и тем, чтобы казахский народ «содержан был в подданической должности».
Летом 1752 года на всех местах намеченных крепостей и редутов приступили к строительству. Для работ использовались солдаты Вологодского полка и казаки Ишимского нерегулярного полка. 12 июля 1752 года на Ишиме, на 180 км. южнее старой линии, была заложена главная крепость Новой линии – «крепость святого Петра», как обычно сокращённо называли её в ХVIII веке. Более же пространное название – «Петропавловская». Почему она получила такое название? Культ Петра и Павла давно распространился в русской церкви, как культ покровителей войска. В старых русских городах, например, в Новгороде, среди казарм строились церкви в честь Петра и Павла. Такая же церковь была построена и в Петропавловской крепости в 1766 г. Неудивительно, что пять крепостей в разных районах империи, от Петербурга до Камчатки, в ХVIII — начале XIX века были названы именами Петра и Павла.
Начальником строительства Петропавловской крепости был назначен поручик Трейблут. В июле 1752 г. на постройке крепости было занято 97 человек. К 17 октября 1752 г. в крепости отстроили: временные бревенчатые стены, 4 батареи, ворота с башней, штабной дом, офицерскую светлицу, 10 казарм, 2 провиантских магазина, пороховой погреб, рогатки, малые батареи. Возле крепости построили конюшню на 120 лошадей. Со старых ишимских форпостов в новые крепости и редуты перевезли скудную артиллерию. На долю Петропавловской крепости досталось 5 пушек.
На следующее лето строительство продолжалось. Предстояло ещё много дел — были не готовы некоторые бастионы и совсем не начато устройство земляного вала, который должен был заменить бревенчатые стены. Земляные работы затянулись надолго, строительство замедлилось. В 1756 г. не были ещё готовы несколько батарей, 12 казарм, пороховые погреба. В 1765-1772 годах шли крупные земляные работы по устройству вала, на которые употреблялись арестанты-колодники. В 1769 г. на работе было занято 167 колодников, в 1772 г. — 97. В это время крепость была обведена и рвом. (Продолжение в следующем номере)
Из книги Семенова А.И. «Город Петропавловск за 200 лет, 1752-1952 гг.»
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск