» Ты же знаешь, Абдулла, я мзду не беру.
Мне за державу обидно».
Чтобы создать яркий образ, писателю часто приходится собирать воедино подвиги нескольких реальных персонажей, добавлять недостающие черты, приукрашивать действительность. Образ графа Монте-Кристо вобрал в себя приключения двух изобретательных мстителей, а д’Артаньян – подвиги трех отважных мушкетеров. Сценаристам «Белого солнца пустыни» пришлось решать обратную задачу. Прототип Павла Верещагина был так силен, смел и находчив, что грозил затмить главного героя картины – Федора Сухова.
По ходу фильма мы узнаём, что раньше в Педженте стоял таможенный пост. Его начальника, Павла Верещагина, знали и боялись все контрабандисты. Революция не оставила от прежней жизни камня на камне. Верный слуга державы оказался не у дел и теперь вынужден мириться с властью местных бандитов. Тоску по былому он глушит самогоном… И не может заглушить. Появление Сухова и Петрухи убеждает Верещагина, что Россия не погибла. Страна, которой он служил, возрождается из пепла. И ей снова нужны верные защитники. Бывший таможенник вступает в борьбу за правое дело и гибнет, пытаясь спасти новых друзей.
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ СУДЕБ
В «Белом солнце пустыни» использованы многие факты из жизни Михаила Поспелова. Двор возглавляемого им Гермабского погранотряда был превращен в такой же цветущий оазис, как у Верещагина. Грецкий орех, яблони, груши, вишня, абрикосы, алыча – все это разнообразило солдатский стол. Имелись там и рукотворные пруды. Только не с осетрами, а с карпами. Они тоже попадали в общий котел.
Перемены 1917 года Поспелова не сломили. Разбежались по домам «освобожденные» революцией солдаты – он собрал отряд из местных уроженцев. Ушли к Деникину офицеры-пограничники – научился обходиться без них. Закончилось продовольствие и фураж – продал на персидском базаре коллекцию редких ковров, собранную за годы службы. «Мое дело охранять границу, – повторял он сомневающимся, – и отсюда я никуда не уйду».
Прибывших в Гермаб красноармейцев пограничники Поспелова встретили колокольным звоном. Казармы блестели чистотой. В пирамидах стояли смазанные винтовки. На плацу дымилась походная кухня с борщом. В приемо-сдаточной ведомости было перечислено все имущество отряда, вплоть до гвоздей. Однако передавать дела не пришлось. В тот же день Михаила Поспелова утвердили в должности начальника 1-го района 35-ой пограничной бригады ВЧК, а через год назначили командиром полка, поручив охрану всей советско-персидской границы.
СЛУЖБА В ЦАРСКОЙ РОССИИ
Михаил Дмитриевич Поспелов родился 19 мая 1884 года в городе Орел. Уже в детстве он выделялся недюжинной силой и независимым характером. Такое сочетание нравилось не всем. В результате из реального училища его отчислили с официальной записью «за вольнодумство». Такой старт мог сломать карьеру многим, но не Поспелову. Он понял: нужно идти туда, где сила и характер ценятся выше, чем «правильные» слова. В тифлисском военном училище юнкер Поспелов был абсолютным чемпионом по борьбе и всем силовым видам спорта. Телесная мощь сочеталась с умом и прилежанием. Училище Поспелов закончил с отличием.
После выпуска его направили служить в Либавский 6-ой пехотный полк. Здесь к спортивным достижениям добавились успехи в стрельбе, фехтовании на саблях, кавалерийской подготовке. В результате – шесть императорских призов и сердце красавицы Софьи, дочери генерал-майора Григория Покровского. С его связями в Генеральном штабе легко можно было добыть для зятя «теплое» место, но Поспелов выбрал «горячее» – Отдельный корпус пограничной стражи. В 1911 году он получил назначение в 7-ой округ, а через два года возглавил Гермабский отряд в 30-ой Закаспийской бригаде, которая охраняла границу с Персией.
В Среднюю Азию Поспеловы приехали вчетвером: Михаил с Софьей и две их дочери – Лена и Вера. Гермабский отряд контролировал участок границы протяженностью в 100 верст. Места были дикие, беспокойные. Разбойничьи шайки с персидской стороны совершали набеги на туркменские селения, увозили добычу, угоняли скот, уводили в рабство людей.
Новый начальник отряда энергично взялся за дело. Вскоре его агентурная сеть раскинулся не только на российской, но и на персидской территории. Напрасно караванщики с контрабандной мануфактурой, шелками, специями и антиквариатом пытались искать новые маршруты. Какую бы дорогу они ни выбрали, на пути неизменно оказывались русские пограничники. И как бы тщательно ни готовился бандитский налет йомудов или курдов, избежать встречи с бойцами Поспелова у них не получалось.
Молва о новом русском начальнике, прозванном за рыжие усы «красным дьяволом», широко разошлась по обе стороны границы. Главари бандитских шаек старались избегать маршрутов, проходящих через территорию Гермабского отряда. Контрабандисты перед рейдом в Россию молились Аллаху, чтобы он покарал «шайтан-бояра Поспела». Не помогало.
На праздники штаб-ротмистр с сослуживцами отправлялся в Чарджоу или Ашхабад. Там на время народных гуляний устанавливали аттракционы, в том числе и недавно появившиеся силомеры. Чтобы развлечь друзей, Поспелов разыгрывал целый спектакль. Он ходил вокруг силомера, потирал руки, пожимал плечами. В общем, изображал нерешительность. «Чего мнешься, служивый? – ухмылялся хозяин аттракциона. – Покажи-ка публике, на что способен!» Поспелов отрицательно мотал головой: «Нет! Я же его сломаю!» «А ты попробуй, хвастун! – заводился хозяин. – Если сломаешь, дам сто рублей!» Вокруг спорщиков собиралась толпа. Публика делала ставки. Поспелов ломал силомер и вел всех в кабак, где они дружно пропивали выигрыш.
К Пасхе пограничники получали премии из фонда, куда поступали отчисления от реализации 50% конфискованной контрабанды. Поспелов на свою долю покупал туркменские и персидские ковры лучших мастеров. Когда революционные события докатились до Туркестана, он понял, что надо запастись оружием и боеприпасами на несколько лет вперед. За всем этим пришлось отправляться в Ашхабад. Какие связи Поспелов задействовал перед поездкой? Какие доводы использовал в разговорах с начальством? Неизвестно. Но оружия он привез много. И не только стрелкового. В отряде появились два новеньких бомбомета, способных метать снаряды на сотни метров. Так Поспелов обзавелся собственной артиллерией.
ВО ВРЕМЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Вскоре после октябрьской революции солдаты-пограничники разъехались по домам. Потом из отряда ушли офицеры. Штаб-ротмистр Поспелов остался на месте. Его звали к себе эсеры из Закаспийского временного правительства, офицеры-деникинцы, казаки атамана Дутова. Поспелов всем им отказал, а кое-кого и послал – по-солдатски…
Свой дом он превратил в маленькую крепость. Усилил замки и запоры. Укрепил ставни и двери. На открытые окна второго этажа натянул противогранатные сетки. Распределил по комнатам оружие и боеприпасы. Научил жену и дочерей стрелять из пулемета, винтовки и револьвера, метать гранаты и бомбы. Несколько раз местные курбаши пытались захватить Поспелова врасплох. Не удалось.
Но вскоре то, что не получалось у врагов, сделали бывшие пограничники. В царские времена честность и неподкупность Поспелова нравилась не всем. Кое-кто был не прочь «подружиться» с контрабандистами, но опасался строгого начальника. Теперь прежние сослуживцы решили поквитаться с «их бывшим благородием» за то, что не позволял им брать взятки. Поспелова заманили в ловушку, захватили и заперли в «холодную».
Выжить помогло знание психологии. Поспелов понимал, что застрелить человека, с которым долгое время делил тяготы службы, не так-то просто. Для этого нужно создать конфликтную ситуацию, заставить его проявить враждебность, в идеале – напасть на тебя. Поэтому он не стал ломать двери и рваться на волю, хотя сил для этого хватало. Поспелов видел, что перед встречей с ним бывшие пограничники изрядно «приняли на грудь» и спокойно ждал, когда они протрезвеют. Расчет оказался верным. К утру прежние сослуживцы одумались и отпустили его домой.
Вскоре в Гермаб вернулись несколько вахмистров, не нашедших себя в новой жизни. Вместе с ними Поспелов принялся объезжать ближайшие селения, приглашая местных жителей вступить в возрожденный погранотряд. Через неделю на Гермабском плацу начались первые занятия. Молодые туркмены учились владеть огнестрельным оружием. Численность отряда выросла до полусотни бойцов. На границе снова появились конные разъезды.
В ПОГРАНВОЙСКАХ СССР
В фильме таможенник Верещагин гибнет в первом же бою с бандой Абдуллы. Его прототип Поспелов сражался против басмачей 13 лет и остался жив. Он участвовал в разгроме главных сил Энвер-паши и отряда Ибрагим-бека, ликвидировал десятки мелких банд. Хорошее знание местности и обширная агентура, сохранившаяся еще с царских времен, помогали добиваться выдающихся результатов.
Начальство ценило Поспелова и старалось использовать его таланты по максимуму. В 1923 году в Ашхабаде открылась учебная пограничная школа для подготовки младшего командного состава из числа отличившихся рядовых. Организовал и возглавил ее Поспелов. Курс обучения был рассчитан на три месяца. Особо отличившиеся выпускники отправлялись на границу начальниками застав, остальные – их помощниками и заместителями. Временами курсантам приходилось прерывать учебу и включаться в борьбу с очередным отрядом басмачей. В этом случае в бой их вел начальник школы.
Преследуя разбитых курбаши, Поспелов не раз встречал озера с сероводородной водой и докладывал об этом начальству. В 1925 году в Среднюю Азию прибыла группа геологов во главе с Александром Ферсманом и Дмитрием Щербаковым. В Академии наук СССР им поручили найти месторождения серы, пригодные для промышленной разработки. Экспедиции предстояло отправиться в Каракумы, где еще хозяйничали басмачи, а местные жители старались с ними не ссориться.
Всем было ясно, что геологам нужен военный эскорт. Его руководитель должен иметь богатый опыт боев и обладать талантами дипломата, чтобы везде, где можно, решать дело миром. К тому же от него требовалась еще и личная скромность, поскольку официально возглавлять экспедицию будут ученые. Военному могли предложить лишь скромный пост начальника каравана.
Поспелова попросили помочь геологам. Он согласился. Поиски затянулись до 1926 года. За две летние экспедиции каравану пришлось пройти более 500 верст. Были и смерчи, и песчаные бури, и ураганы. Были конные переправы через реки Атрек, Сумбар и Мургаб – где вброд, а где и вплавь. Не раз приходилось принимать бой или уходить тайными тропами от преследования.
Научный поиск закончился успешно. Геологи нашли месторождения с запасами серы в несколько миллионов тонн. Поспелов тоже вернулся не с пустыми руками. Из экспедиций он привез топографические карты Каракумов, с нанесенными на них аулами, караванными путями и верблюжьими тропами. Особо были отмечены колодцы, с указанием качества воды в них.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПЕНСИОНЕР УЗБЕКСКОЙ ССР
Репрессии 1930-х годов обошли Поспелова стороной. В политику он никогда не лез, занимался только службой. А здесь одни успехи сменялись другими – не подкопаешься. Беда подкралась с другой стороны… Постоянная работа «на износ» подточила могучий организм. Начались проблемы со здоровьем. Поспелов вышел на пенсию и поселился в Ташкенте.
Однако жизнь вне службы он себе представить не мог. Устроился начальником пожарной охраны в Центральную библиотеку города. На этой должности он проработал до конца 1950-х годов. К боевым наградам добавилась медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
А между тем проблемы со здоровьем нарастали. Врачи обнаружили у него саркому ноги. Из пожарной охраны пришлось уволиться. Перед этим начальство выхлопотало ветерану-пограничнику звание персонального пенсионера Узбекской ССР. Сам-то он за себя просить не умел.
Михаил Поспелов умер 10 августа 1962 года в возрасте 78 лет. Военную выправку и пышные усы он сохранил до последних дней жизни.