Исполнилось сорок пять “Technical Ecstasy”, творению Black Sabbath, не избежавшему (как это часто случается с шедевром) музыковедческого словоблудия в свой адрес, а скорее не по адресу. Следует, однако, отдать должное изобретательности критиков – впрочем, упомянутое качество, как ни крути пластинку, вряд ли перетянет или хотя бы уравновесит чаши весов в сравнении с изобретательностью музыкальной.
Если же вести речь о главном, диск попросту полон отличных – одна к одной! – песен, в которых сошлись воедино потрясающие соло Тони Айомми, вокал Оззи Осборна и прочее, прочее, прочее. Рецензии на альбом, а также история его создания – в переводе музыкального обозревателя Петропавловск.news.
Змея в лесу, или Музыка имеет значение
Для кого-то седьмой опус Black Sabbath – начало конца. Другие дегустируют данное блюдо под иным соусом, оценивая его таким, как оно есть, а именно: фантастический альбом, который просто не мог сравниться с шестью предыдущими. И дело не в отсутствии у Sabbath новых идей, а в количестве потрясающего материала, написанного ранее…
Тем не менее, записанный в Майами восьмитрековый опус достаточно последователен, чтобы предположить: могучие «сабы» отнюдь не спешили покидать взятые ими некогда вершины. При этом, конечно, никто не догадывался, что через несколько лет Оззи Осборн улетит из гнезда, оставив Sabbath в ужасном положении – хотя и ненадолго.
Итак, “Technical Ectasy”. Обложка альбома не оставляет равнодушным, впрочем, не вполне соответствуя своему названию. Sabbath никогда не были по-настоящему последовательны в своих образах, притом доказывая, что музыка всё-таки имеет значение. Опус открывает “Back Street Kids” — рокер с плотным звуком, дающий основания предполагать: альбом будет следовать более прямому пути к ушам, вместо того, чтобы проводить большую часть времени, резвясь в неких странных пустотах. “Back Street Kids” представляет собой довольно простую мелодию – если сравнить её со всем, что было раньше – и, кажется, имеет больше общего с The Who, нежели чем-либо отдалённо металлическим; всюду слышен саунд барабанов Билла Уорда, а гитарный звук Тони Айомми имеет более классический, прогрессивный оттенок.
“You Won’t Change Me” начинается как печальная панихида, восходящая к дням основания Black Sabbath. Рифф обладает свойствами зыбучих песков, за которыми стонут и стонут клавишные – и тут снова вспоминаются The Who в своём самом задумчивом проявлении. Ещё один солидный рок-трек…которому, однако, не хватает искры, чтобы по-настоящему зажечь пластинку. А тот факт, что «весит» он почти семь минут, делает путешествие довольно неприятным – поскольку оно неуклюже. Впрочем, его несколько скрашивает инъекция клавиш…
Если же вам по вкусу что-нибудь в духе Ринго Старра, вашему вниманию предлагается “It’s Alright”. О да, это вещица в стиле The Beatles. Проплывая без какого-либо ощутимого эффекта, лично меня она заставляет задуматься: почему, собственно, данный трек был вообще сюда включён. Потому как в течение нескольких отвратительных минут, уместных скорее в каком-либо ТВ-шоу, Sabbath выглядят явно не в своей тарелке.
К счастью, благодаря “Gypsy” первая сторона завершается в сиянии славы, опираясь на платформу из мощных катящихся барабанов и бурлящего риффа.
На передний план в блюзовой “All Moving Parts (Stand Still)” выходит Гизер Батлер – его доминирующий бас проскальзывает сквозь этот номер, как змея в лесу. В то время как “Rock’n’Roll Doctor” прорывается через динамики на крученой гитаре и колотящем барабане. Рок-н-ролльная штучка в стиле хонки-тонк от Black Sabbath – хотя много лет спустя здесь куда более очевидна шутовская манера Status Quo. Настолько проста структура…
Между тем, “She’s Gone” – ещё одна рефлексивная баллада – доказательство того, что Sabbath могут писать баллады так же хорошо, как и все остальные. Кажется, струнные ласкают голос Оззи Осборна, покуда он вновь размышляет о своей потерянной любви. И как раз в тот момент, когда, казалось бы, всякая надежда угасла, из-под валуна вылезает эпическая “Dirty Women”. Своего рода трек, пробуждающий образы “Sabotage” (1975); Оззи тоскует по роковой женщине, ступающей по улицам. Без сомнения, это самый атмосферный рокер на альбоме – и мой любимый трек отсюда же.
И вот оно. Не совсем тот экстаз, на который мы рассчитывали…но всё же ещё одна мастерски сделанная запись величайшей группы хеви-метал.
Как Black Sabbath пытались, но не смогли достичь технического экстаза
Вместе с ослепительно ярким футуристическим оформлением, созданным Hipgnosis (Оззи Осборн, как известно, отверг его как «двух трахающихся роботов»), «Технический экстаз» возник в особенно запутанный период истории группы – когда она погрязла в серьёзных деловых и личных проблемах и оказалась подвержена влиянию внешних сил, находящихся вне их контроля.
Основным из такого рода факторов, возможно, было появление в 1976 году панк-рока, буквально перевернувшего музыкальный мир с ног на голову, открывшего новое поколение дерзких молодых групп и превратившего старых кумиров в изгоев. Для Sabbath, которые столкнулись с отвержением и неуважением даже среди своих сверстников именно за то, что они были «рабами рабочего класса», это оказалось лишней насыпанной на раны солью. Их считали напыщенными «динозаврами» наряду с Pink Floyd и Led Zeppelin.
Однако, невзирая на новое направление, в котором теперь двигался остальной рок-мир, Айомми начал задумываться о новом, ещё более грандиозном «субботнем» звучании…
Иными словами, “Techical Ecstasy” стал философским преемником «Кровавой Субботы» 1973 года — то есть согласованной попыткой завоевать уважение критиков более отшлифованным и авантюрным звуком, хотя, по иронии судьбы, группа только что вернулась к «сырому» саунду с «Саботажем» 1975-го.
В любом случае, остальные три участника Sabbath мало чем могли помочь — настолько привыкли полагаться на Айомми, который и руководил ими, и спасал положение. Как результат, они больше почти не участвовали в творческом процессе. «Если бы я вошёл в репетиционный зал и ничего не мог придумать, мы бы, вероятно, ничего и не делали в тот день. Я просто чувствовал по их взглядам: «Ну что ж, он что-нибудь да придумает…». И в конце концов это стало напрягать», — объясняет Айомми в книге МикаУолла (имеется в виду “Symptom of the Universe” – прим. перев.).
Гизер Батлер также признал это, сказав: «Тони — тот, кто всегда держал всех вместе в музыкальном плане, он всегда верил в это, и был тем, кто регулярно давал всем пинка под зад, когда мы впадали в уныние». Но, как отметил Осборн в той же книге, никакого преодоления огромного потребления наркотиков группой к тому времени не наблюдалось. «Кокаин плохо на нас подействовал…»
Очевидно, всё это и оказало негативное влияние на песни “Technical Ecstasy”, которые варьировались от бездушных, пропитанных синтезатором жертв технологий («Ты меня не изменишь», «Цыганка»), не совсем правильных прогрессивных экспериментов («Все движущиеся части (Стоят на месте)»), сочных баллад («Она ушла», а также спетая Биллом Уордом «Всё в порядке») и бледных имитаций прошлого («Дети с улицы», «Рок-н — ролльный доктор»). Действительно единственной песней, которая демонстрировала некоторую длительную силу постоянного присутствия в живых выступлениях Black Sabbath, была последняя песня альбома «Грязные женщины», которая возродила часть их меланхолической обречённости среди запоминающихся риффов…
Очевидно, что за негативными качествами и репутацией “Technical Ecstasy” стояло множество смягчающих факторов, но у истории, как правило, нет времени или терпения для нюансов. В конечном счете, для большинства наблюдателей, не посвященных во всё, что происходило за кулисами, разобраться в недостатках альбома столь же просто, как различить чёрное и белое…
По материалам зарубежных изданий.
Много букв и пустых слов! Technical ecstasy — один из лучших и виртуозных альбомов Black Sabbath. И тут нечего рассуждать — это очевидно! А описание автор содрал из чужих статей — тупых и непрофессиональных!