Наверное нет такого петропавловца, который в школьном возрасте не слышал про станцию юннатов. Уникальное учреждение, в котором детей учили основам садоводства, как оказалось, фактически больше не существует, рассказывает Петропавловск.news.
На станции юных натуралистов, основанной в 1949 году, в школьном возрасте занимался каждый четвертый петропавловец, а приходил на экскурсию каждый третий. Здесь действовали бесплатные кружки садоводства, овощеводства, цветоводства, декоративно-прикладного творчества, исследования природы. Многие юннаты затем стали агрономами, зоотехниками, врачами, экологами, преподавателями биологии.
Здесь велась не только очень важная для аграрного региона профориентация, но и научно-опытная работа. На станции проходили практику учащиеся двух колледжей и местного университета. Каждая выставка становилась большим событием в жизни маленьких жителей СКО.
В 2017 году «Станция юных натуралистов», где на тот момент числилось около 700 детей, была реорганизована путем слияния с ГКПП «Школа искусств «Жас дарын». А потом и вовсе прекратила существование. Теперь здесь размещается общественное объединение «Адон-Север».
Смена вывески произошла далеко не вчера, просто не все горожане об этом знали. Ворота расположены вдали от проезжей части, отгорожены аллеей и прохожим почти не видны. В этом месте станция юных натуралистов располагалась более 60 лет.
Земельный участок в центре города представляет собой настоящий утопающий в зелени Эдем (на снимке). Его размер в XXI веке по мере строительства рядом жилых домов, детского сада хоть и уменьшился с 2,2 гектара до 70 соток, все равно имеет огромную ценность. По данным риелторов, одна сотка в городе стоит в среднем около 1,4-1,5 миллиона тенге. А при удачном расположении участка, наличии коммуникаций цена может доходить и до 3-4 миллионов.
В Управлении образования Северо-Казахстанской области заверили, что бывшую юннатскую территорию планируют передать в ближайшее время детскому саду «Алтын Бесiк», расположенному в непосредственной близости, через ограждение. Ему же на баланс перейдет старое здание станции, которое хотят снести и построить новый современный корпус детсада.
— Здание станции юннатов не соответствовало нормам СЭС, — сообщила пресс-секретарь управления Асель ОРАЗБАЕВА. – Что касается «Адон-Север», то это общественное объединение, которое занимается с детьми с особыми образовательными потребностями, ДЦП, у них примерно 150 детей. Ранее они арендовали кабинет в школе искусств «Жас дарын», теперь арендуют помещение в бывшем здании станции юннатов. Все кружки, которые были на станции, теперь ведутся: декоративно-прикладные — в школе искусств, экологические – в ботаническом саду, который также находится на базе школы искусств.
Это подтвердил и директор «Жас дарын» Самат БИЛЯЛОВ, отметив, что бывшая станция все еще находится в ведении школы, «Адон-Север» осуществляет аренду через управление финансов, то есть, в бюджет.
— Станцию реорганизовали, часть педагогов сейчас работает во Дворце школьников, часть в областном культурном центре (ОКЦ), часть у нас, — подчеркнул Билялов. — Как отдельная организация станция прекратила существование, но все кружки сохранились.
В официальных ответах, на первый взгляд, все гладко. Хотя непонятно, почему несоответствие санитарным нормам здания сделало его непригодным для работы станции юннатов, но вполне подходящим для деятельности арендатора?
Для справки: существует ОО «Адон-Север» уже более 14 лет. За последние годы (2016-2020) заключило ряд договоров по тендерам с Управлением координации занятости и социальных программ СКО, разными районными отделами занятости на сумму около 270 миллионов тенге. Причем, в графе «способ закупки» за этот период значится в основном – «из одного источника путем прямого заключения договора».
Руководит ОО, учредителями которого значатся 10 человек, Елена КОЛМОГОРОВА. Она же возглавляет ТОО «САД СКО», занимающееся дошкольным образованием. К слову, недавно о ней на своей страничке в соцсетях написала депутат городского маслихата Руфия МУСТАФИНА, которую включили в состав мониторинговой группы по проверке готовности учреждений образования к новому учебному году. Из поста Мустафиной следует, что только в одном садике — садике, возглавляемом Еленой Владимировной, визитеров встретили крайне неприветливо, со словами, что никто не собирается их пускать.
По поводу заверений, что хоть станция юннатов и перестала существовать самостоятельно, но кружки сохранились, то это разнится со словами родителей бывших юннатов. Они рассказали, что многие дети сейчас просто сидят дома, в школу искусств, другие учреждения дополнительного образования им теперь ездить далеко, да и растениеводство на практике там не изучают.
По словам бывших сотрудников станции, после «изгнания из Эдема» сохранилось по сути только прикладное творчество, условий для занятий на земле не стало. В построенном недавно Дворце школьников есть теплица, кружок гидропоники, но такой площади для выращивания культур, какая была на станции юннатов, нигде больше не имеется. В ботаническом саду, как выяснилось, такая работа с детьми не ведется.
— И не может вестись, так как у ботанического сада – иная задача, это, прежде всего, сохранение уникальной зеленой коллекции, — сказал глава оранжерейного комплекса Артур РЯЗАПОВ. – Чтобы массово обучать детей растениеводству, как это делалось на станции юннатов, нужны свободные территории. У нас такой возможности просто нет, нет экспериментального поля! Помимо экскурсий, мы предлагаем детям занятия в экологической группе. Но это другое, и занимаются там, как и прежде, 30 человек.
Рязапов напомнил, что ботанический сад также присоединили к школе искусств «Жас дарын». Чем руководствовались чиновники, принимая такое решение, объединяя музыкантов с цветоводами, до сих пор остается загадкой. Публично говорилось, что сделано это исключительно из лучших побуждений, чтобы сохранить уникальную оранжерею и ее коллектив. Точно также объясняли и реорганизацию станции юннатов, однако она вообще прекратила свое существование.
— Боимся, что когда-нибудь и с нами произойдет то же самое, что и со станцией юннатов, — сказал Рязапов. — Логичнее было передать нас управлению природных ресурсов или туризма. В типовом штате школы искусств не предусмотрены цветоводы, озеленители. Сейчас они числятся как простые работники по комплексному обслуживанию зданий. Это не лучшим образом сказывается на зарплате. Люди теряют стимул, не видят перспективы, уходят.
Детсады сейчас нерентабельны, их то продать, то спихнуть в доверительное управление стараются, на месте запланированных норовят строить многоэтажки. Козырную усадьбу кто-то приобрёл, осталось только старое здание на хоромы заменить. «Завидуйте, неудачники».
А потом удивляемся а почему у нас тут нет исторических зданий, редких музеев, научных коллективов, лабораторий! Настледие в других странах сохраняется а тут затирается, много было не местных тут. И вообще тут наука не модно, купи продай наше всё!
Все телодвижения направлены на одно-тихо вывести ценный участок из госсобственности и продать. Опять пинок антикоррупционщикам-не спите псы государевы! (на крыльце у них две фигуры то ли псов то ли химер). Или боитесь в результате расследования выйти на очень весомые фигуры ? Тогда не вижу смысл в вашем существовании-ловить кого-нить с миллионной взяткой и громко трубить об этом, а десятки миллионов тихо уплывают в карман нужным людямА ведь клятву принесли-честно и добросовестно служить государству. Никогда Казахстану с такими людьми на госслужбе не быть сильным и самостоятельным государством. Распродадут все и вся скоро