Очередной тематический обзор музыкальной прессы — в данном случае 20-40-х гг. прошлого века — в новом выпуске рубрики Петропавловск.news.
Говоря о круглых датах, связанных с творческой биографией Леонида Утёсова, в текущем 2021-м прежде всего следует упомянуть первое выступление под столь удачно выбранным псевдонимом (1911) и выход мемуарной книги «С песней по жизни» (1961). А что писали об Утёсове тогда, в первой половине ХХ века, периодические издания? Цитаты порой встречаются, мягко говоря, сколь неожиданные, столь и спорные. Бесспорно, однако, то, что имена авторов статей сегодня говорят о себе крайне мало. В отличие от имени главного героя музыковедческих опусов…
«И вот «Теа-джаз». Прежде всего — превосходно слаженный, работающий как машина — чётко, безошибочно, умно — оркестр.
Многое — чрезвычайно многое — несовершенно и экспериментально в этом «Теа-джазе». Талантливый человек Утёсов! Вот уж подлинно — и чтец, и певец, и на дуде игрец! Но «обуздать» (в лучшем профессиональном смысле слова), ввести в русло хорошего ансамбля его бьющий через край «артистический темперамент» — не мешает».
От редакции. Печатая настоящий отзыв, редакция не вполне согласна с мнением автора рецензии.
«Теа-джаз» (Сим. Дрейден, «Жизнь искусства», 1929 г.)
«На широкой эстраде Московского мюзик-холла расположился оркестр из джаза, саксофонов, банджо и прочих «современных» инструментов, а сбоку в глубоком кресле уютно сидит и сам «маэстро» — Леонид Утёсов. Затем «маэстро» встаёт, обращается к публике с типичными эстрадными пошлостями и затем начинает свой «концерт».
Возникают недоуменные вопросы.
Во-первых, какой «линии» придерживается руководство мюзик-холла в вопросах музыкальной политики, на какого потребителя оно ориентируется?
Во-вторых, существует ли при мюзик-холле художественно-политический совет или мюзик-холл принадлежит к числу тех театральных организмов, которым связь с рабочей общественностью не нужна?
И, наконец, имеется ли в Главреперткоме хотя бы самый элементарный контроль за исполнением своих собственных постановлений?»
«Слова и дела. Джаз-банд Утёсова в Московском мюзик-холле» (С. Корев, «За пролетарскую музыку», 1932 г.)
«Почему бы танцору, выбивающему чечётку, или какому-нибудь искуснику на ксилофоне или банджо не стать пружиной театральной сцены? Утёсов идёт к этому. У него эстрада обрастает декорациями. У него два чечёточника превращены в «лошадь». «Лошадь» входит в магазин, мило кланяется, пляшет и кокетливо заглядывает в глаза. Вот и сцена, для которой так и просится текст.
«Музыкальный магазин» состоит из крохотных эпизодов, связанных случайно. Но ведь можно взять сюжет — их немало в сатирической и юмористической литературе — и дать его в эстрадном плане. Там уйма материалов для утёсовского изобретательства.
Джаз, его урбанистические, машинные, индустриальные акценты далеко-далеко не враждебны нам. Послушайте утёсовский джаз, и вы убедитесь в этом. В его музыке есть мысль, улыбка, слово. Утёсов чрезвычайно музыкален. Ему свойственны ирония и лирика, он хочет пропитать ими каждое движение и музыкальную ноту, он хочет, чтобы они говорили. А это главное. Только вот… насчёт текста. В нём есть остроумие, но и, к сожалению, много наивного, плоского юмора, который так сладостно ловят обывательские уши».
«Утёсов и Хенкин. Новая программа мюзик-холла» (Ю. Юзовский, «Вечерняя Москва», 1933 г.)
«Леонид Утёсов — на редкость талантливый человек. Он превосходно понимает стиль песни, точно движется, превосходно имитирует дирижирование своим джазом. Он создал превосходный джаз, умеет требовать от людей, научил джаз двигаться, научил музыкантов акробатике. Это человек с талантом и сильными руками художника, но он хочет немного: прежде всего он хочет подражать театру, а какому — неизвестно. Леониду Утёсову лучше отказываться от театрализации песни, обратив внимание на поиск песни. Эстрада должна оставаться эстрадой.
Утёсов делает плохую услугу своей дочери, что выступает рядом с ней: он её заигрывает, запевает. Она не может вынести тяжести быть единственной певицей ансамбля.
Утёсов на самом деле с песней шагает по жизни. Проходит молодость — не прошёл талант.
Утёсову нужно быть поэтичным».
«О джазе Утёсова» (В. Шкловский, «Советское искусство», 1946 г.)