Как «почти сестра» обманула доверчивую пенсионерку
Не так давно на страницах газеты мы рассказывали о Нине Алексеевне Балдиной, ставшей, по её словам, жертвой мошенников.
Пенсионерка хотела заключить договор пожизненной ренты с Тотой Дюсеновой, а в итоге подписала договор продажи квартиры. Юрист, которая теперь занимается этим делом в суде, рассказала, что у истории есть продолжение. К ней обратилась ещё одна пенсионерка, которая рассталась со своей квартирой с помощью всё той же Тоты Тугелбаевны.
Ещё в 80-х годах Екатерина Миндрина познакомилась с Тотой Тугелбаевной. Они и жили по соседству, на одной лестничной площадке в доме 117, что по улице Парковой. Молодые хозяюшки быстро нашли друг с другом общий язык. А потом стали ближе родных сестёр. Особенно их сблизили тяжёлые годы перестройки.
После развала Союза Тота Тугелбаевна решила заняться бизнесом. Конечно, не всё шло так гладко, как хотелось бы. Но у неё теперь была новая «сестра» — Екатерина Афанасьевна, которая её поддерживала и морально, и материально. Бизнесвумен не стеснялась перехватывать у соседки денег, но всегда их вовремя возвращала.
Однако очень скоро бизнес Тоты Тугелбаевны не выдержал конкуренции и лопнул. А она осталась с большими долгом. Причём кредиторы Тоты Дюсеновой знали о её плачевном положении, поэтому напирали на скорейший расчёт. В этой ситуации был только один выход — пришлось затянуть потуже пояса и продать квартиру.
Узнав о тяжёлых временах своей соседки, Екатерина Афанасьевна сразу же предлагает ей свою помощь. А Тота Тугелбаевна и не отказывается. Немного поразмыслив, она предлагает пенсионерке следующий план действий. Екатерина Афанасьевна продаёт через ипотеку свою квартиру Тоте Тугелбаевне. Но, получив с помощью банка деньги за квартиру, она отдает их своей соседке. Тота Тугелбаевна на вырученные средства покупает себе квартиру и не забывает регулярно гасить ипотечный заём. А после того, как кредит будет полностью выплачен, она опять переписывает квартиру на Екатерину Афанасьевну.
Человек, воспитанный в условиях рыночной экономики, сразу же бы задался вопросом, почему Тота Тугелбаевна не хочет просто взять себе квартиру под ипотеку. Но наша героиня была воспитана в другое время, когда не знали о мошенничестве.
Долго ждать с ипотекой не стали. 2 июня 2004 года Екатерина Миндрина продала Тоте Дюсеновой свою квартиру за 2 062 500 тенге. И буквально через два месяца Тота покупает себе квартиру у Михаила Ющенко за 3 387 500 тенге. Не поставив в известность свою помощницу, госпожа Дюсенова и квартиру Михаила Геннадьевича берёт под ипотеку. Таким образом, на ней уже значатся два кредита, которые нужно погашать ежемесячно. Но, чтобы усыпить бдительность своей бывшей соседки, Тота Тугелбаевна выписывает на свою новую квартиру генеральную доверенность на Екатерину Афанасьевну. И этого пенсионерке хватает, чтобы успокоиться. Она ведь не знает, что сама квартира до полного гашения ипотечного займа принадлежит банку, а значит, её нельзя продать или обменять.
А дальше жизнь потекла по прежнему размеренному руслу. Екатерина Афанасьевна продолжала поддерживать хорошие отношения со своей бывшей соседкой. Они всё так же ходили друг в другу в гости, поздравляли с праздниками, дарили подарки. Четыре года, до 2008, Тота Тугелбаевна не забывала об ипотеке, регулярно выплачивала заём. В это время она работала на стабильной работе. Но её душа всё так же требовала мгновенной наживы. Поэтому она вступает в финансовую пирамиду.
За собой она пытается тянуть Екатерину Афанасьевну, но пенсионерка не соглашается.
В результате Тота Тугелбаевна оказывается в числе «низов» пирамиды — тех, кто только вложился, но ничего не приобрёл. И опять белую полосу сменила чёрная. Но Тота Дюсенова не расстраивается. Она знает, что если накопилось слишком много проблем, от них нужно просто бежать. Что она и делает.
Не известив свою бывшую соседку, Тота Тугелбаевна уезжает из города, не забыв при этом аннулировать ту самую генеральную доверенность на свою новую квартиру. А Екатерина Афанасьевна остаётся у разбитого корыта — ни денег от продажи квартиры, ни самой квартиры.
О том, что за её квартиру не гасится кредит, она узнала от работников банка. Те предупредили пенсионерку, что в скором времени её трёхкомнатка уйдёт с молотка. Понимая, что помощи ждать неоткуда, пенсионерка решается самостоятельно покрывать заём. А как Екатерине Афанасьевне гасить кредит? Её ежемесячный доход исчисляется лишь пенсией в 18 тысяч тенге.
Сейчас наша героиня смогла найти выход: она договорилась с руководством банка о том, что будет ежемесячно вносить в счёт долга 10 тысяч тенге. И уже сегодня ей удалось заплатить 2 тысячи долларов. Впереди её ожидают ещё 5 тысяч долларов. И ведь понимает Екатерина Афанасьевна, что сама виновата, что не нужно было быть такой доверчивой. Да только время назад уже не вернёшь.
Что ожидает пенсионерку дальше, она и сама не знает. Фактически получается, что сейчас она выплачивает ипотеку за чужую квартиру. Хотя и другого выхода у неё нет — жить же где-то надо.
Не так давно Екатерине Афанасьевне дала о себе знать её бывшая соседка. Позвонила и сказала, что очень скоро опять начнёт выплачивать ипотеку. А слова пенсионерки о том, что квартиру уже сейчас хотят продавать на торгах, так и остались без внимания.
P.S.: А история Нины Балдиной ещё не закончилась. 24 мая городским судом было вынесено решение об отказе. Судья ссылалась на то, что срок исковой давности этого дела уже прошёл. Но Нина Алексеевна не согласна с решением, поэтому и направила апелляционную жалобу в областной суд. Действительно, по статье 178 ГК РК, срок исковой давности по таким делам три года. Но по статье 180 ГК РК, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении права.
Любовь ХОМЯК