Гитарист, композитор, лидер группы «Дидюля» Валерий Дидюля – о себе и своем творчестве специально для «Петропавловск kz».
— Валерий Михайлович, автором текста к Вашей песне «Now you’re gone» является легендарный Джо Линн Тернер. Старый добрый хард-рок — насколько он повлиял на Вас? Учились, как и большинство, копируя соло Блэкмора?
— Да, хард-рок и, вообще, рок–музыка очень сильно повлияла на меня, и, прежде всего, это группы «AC/DC», «Deep Purple», «Rainbow», конечно же, «Accept», «Motorhead», «Judas Priest», «Iron Maiden», «Queen», масса потрясающих рок-музыкантов, величайших групп современности. Повлияла, прежде всего, своей энергетикой, грувом, гитарным звуком. Очень мне нравится Блэкмор, Джефф Бек, Сатриани, Стив Вай и масса других музыкантов, которые работают на стыке рока, арт-рока, экспериментальной музыки, инструментального жанра. Здесь есть шикарные, совершенно феноменальные произведения, которые стоит изучать, копировать. Вы упоминаете Блэкмора, да, он потрясающий мелодист, его сольные партии всегда были удивительны и всегда хотелось к ним прикоснуться, снять, найти этот тембр, звук, этот «дисторшн» специфический, этот «фендеровский» звук… Так что, конечно, повлияло. И более того, влияет и сейчас, с удовольствием слушаю новую музыку, и хард-рок, и тяжелый «металлический» рок, здесь есть много удивительных открытий.
— Было время, когда Вы выступали как уличный музыкант. Считаете ли Вы, что каждый гитарист должен пройти эту школу?
— Не помешает. Вообще, любое выступление, любой концерт идет в плюс, где бы ты ни играл – дома ли на кухне, занимаешься ли ты в репетиционной комнате или перед друзьями на улице, во дворе, у костра – любое выступление, любое музицирование идет в плюс. В данном случае, уличная игра вообще замечательна, во-первых, можно заработать копеечку, поиграть, познакомиться, послушать акустику, послушать ощущения. Хорошо, когда вы играете в разных городах, в разных странах, совмещаете путешествие, экскурсию с музыкой, игрой, с познанием совершенно новых граней и себя, и своей музыки, своего артистического опыта. Так что, всем рекомендую – вещь очень хорошая. На Западе, вообще, считается нормальной практикой, когда студенты консерваторий, академий музыки выходят в свободное от учебы время, играют и замечательным образом это все совмещают – и уличную игру, и профессиональную игру, игру коммерческую, рабочую, студенческую, репетиционную. Любая игра идет во благо и на пользу и музыканту, и зрителю.
— Вы отдаете предпочтение инструментальной музыке, считая, что музыка без слов способна передать больше, чем музыка вокальная. В этом случае мелодия для Вас — основополагающая? Проще говоря, не будет яркой мелодии — не будет ничего?
— Конечно же, мелодия очень важна, очень важно настроение, звук. Но для меня еще важна аранжировка, важен аудиодизайн, какие звуки, их созвучия, гармоническая, ритмическая составляющая в музыке очень важна. В принципе, иногда можно обойтись и без мелодии, а просто в основе композиции взять хороший качественный звук, прописанные хорошие инструменты, грамотный ритм, грув, хороший, «качающий», с куражом… Музыкальное полотно может само по себе уже содержать очень много. Когда еще есть мелодия – хорошо, но бывает, что и без мелодии получаются удивительные композиции. Может быть, без ярко выраженной мелодии, аморфные, абстрактные, но не менее интересные, не менее яркие. Такую музыку можно часто услышать в кино, киномузыка – она немножко абстрактная, может не иметь четких ярких сверхвыраженных мелодий, но вместе с тем очень хорошо передает атмосферу и ощущения. Вот такая «атмосферная» музыка, «нью-эйдж», «неоклассик» мне тоже очень близок и очень интересен. Но все равно, в своем случае я выбираю яркую, четкую мелодию определенной музыкальной формы. Мне очень важна форма, мне очень важно развитие, и, конечно же, мелодия. Это мой основной почерк, я от мелодии отталкиваюсь, прежде всего.
— Вы родом из Белоруссии, брендом которой являются «Песняры». Не задумывались о совместном проекте с ними?
— Возможно, любое сотрудничество возможно. В данном случае, есть хорошее сотрудничество с Максом Лоренсом, интересный опыт, хороший интересный белорусский певец, музыкант, сейчас мы представили песню для отборочного тура «Евровидения». Если звезды сойдутся, мы каким-то образом пересечемся и с «Песнярами», с «Сябрами», «Верасами», это возможно. У меня было сотрудничество с «Сябрами», группа тоже не менее интересная, яркая, создано инструментальное воплощение, переложение композиции «Олеся», в Интернете эта композиция «гуляет». Я открыт к сотрудничеству, и неважно, белорусские это музыканты или не белорусские, мне всегда интересно сотрудничать и искать что-то новое.
— Некоторые специалисты до сих пор ведут споры о том, состоялась ли отечественная классическая гитарная школа. Какого мнения придерживаетесь Вы?
— Она есть, хотя, конечно, в большинстве своем музыканты стараются вырваться на Запад, в Европу, Германию, может быть, в Англию, Францию, чтобы поучиться и перенять тот опыт, те классические гитарные подходы, они, в общем-то, не менее передовые. Существует удивительная латиноамериканская, бразильская классическая школа, Китай, Япония, Корея – здесь тоже очень много интересных музыкантов. Американская классическая гитарная школа тоже существует. Мне кажется, наша школа состоялась еще со времен Крамского, потом Фраучи и масса других, да я и в Белоруссии замечал очень многих – пожалуйста, и Захаров, и Гридюшко, и Живолевский – удивительный композитор, это все белорусские мастодонты гитары. Денис Асимович, Игорь Дедусенко. Есть удивительные музыканты, которые основывались, опирались на советские традиции, на советскую гитарную школу, а потом уже, в дальнейшем, и российскую. Она, в любом случае, отличается, но поучиться за границей не помешает, мир прозрачен, мир интернационален, и мне все-таки не хотелось бы делить географическим образом музыкантов. Пускай музыкант сегодня будет в Америке, завтра в Европе, потом в России. Он все это переосмыслит в своем сознании, сделает свою интерпретацию той или иной музыки, того или иного произведения. Но, в любом случае, есть российская школа, есть интересные открытия и в современной классической гитарной музыке, и в традиционной. Так что отличия есть.
— Ваша концертная программа носит название «Музыка лечит!». Музыкотерапия — метод, признанный давно. Какой музыкой лечитесь Вы, когда возникает необходимость?
— Я вообще люблю разную музыку, от настроения, от ситуации. Очень важно, в каком контексте та или иная музыка звучит – это может быть и клубная танцевальная, если это клуб, веселье, вечернее время. Это может быть джазовая музыка, если ты сидишь дома у камина и наслаждаешься какими-то философскими умозаключениями, это может быть и классическая музыка, инструментальная, рок, всему свое время, всему свое место. Другой вопрос, что я имею широкий диапазон приемлемости, уважаю, ценю, люблю и разбираюсь во многих стилях, могу себе позволить слушать разную музыку и получать от нее удовольствие, энергию, наслаждение. Музыки много, есть выбор, слава Богу, есть Интернет, есть возможность получить информацию о том или ином музыкальном явлении. Главное, прежде чем отрицать что-либо, желательно изучить. Поэтому не очень люблю, когда есть какая-либо конфронтация между роком, поп-музыкой, между апологетами классической академической музыки и современной. Все это бред полнейший, на мой взгляд. Везде есть свои открытия, жемчужины, их нужно уметь разглядеть и уметь ими наслаждаться. Сам лично ценю разные стили и направления, и удивительным образом могу их в своем сознании сочетать.
— Кстати, о направлениях. Ваша музыка впитала в себя традиции разных культур. С каким направлением Вам еще хотелось бы поэкспериментировать?
— Достаточно много интересных. Сейчас мне очень интересно академическое направление, в общем-то, давно хотелось к этому прикоснуться, и альбом «Музыка неснятого кино» — это первый шаг и ступенька в этом направлении. Мне всегда нравился большой симфонизм, мне всегда нравилось оркестровое видение музыки, многообразие и многогранность, которые присущи симфоническому, большому оркестру. Соединить те краски, нюансы, оттенки, которые он в себе таит, с современным звучанием, современным подходом звукозаписи, современным сведением такой музыки. Это всегда было интересно, и когда я созрел к этому, в общем-то и пришел. Сейчас готовится большая титаническая, эпохальная, на мой взгляд, работа с большим симфоническим оркестром, она уже на завершающей стадии. Это очень интересно, захватывающе, музыкально, безгранично и очень «космично». Мне это нравится, с этим направлением теперь я экспериментирую, если можно так сказать. Хотя я полностью погружен в этот процесс, получаю удовольствие и наслаждение от симфонического звука, от симфонического оркестра, от этих музыкантов, от совершенно удивительного глубокого многообразия, которое таит в себе этот звук.