29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Виниловый клуб: Весенние ритмы «Гунеш»

Роль ведущего в данном особом случае с полным правом отводится почётному гостю рубрики, тем более повод – а именно 40-летие со времени проведения «Тбилиси-80», — более чем достойный. Вниманию аудитории Петропавловск. news – статья из книги Олега Королёва «История профессиональной эстрадной музыки Туркменистана 30-90 гг. ХХ века». И, конечно же, на проигрывателе «Винилового клуба» — альбом, вобравший в себя записи лауреатов легендарного фестиваля…

«Гунеш», 1980 г. Первый в СССР рок-фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80».
Однажды группу «Гунеш» увидел и услышал по телевидению клавишник «ВИА-75 Роман Рцхиладзе (один из устроителей фестиваля), предложивший группе поучаствовать в ставшем впоследствии эпохальным фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси (1980). Благодаря ему «Солнечный», который музыкальное начальство телерадио категорически отказывалось выпускать из республики (конкретно на это мероприятие), всё-таки отправился в столицу Грузии… Именно на фестивале «Весенние ритмы» группа «Гунеш» произвела настоящий фурор и получила общесоюзное признание.
Фестиваль был организован Грузинской национальной филармонией, Союзом композиторов Грузии, Республиканским центром культуры молодёжи и Центральным комитетом Комсомола Грузии. Среди организаторов были известный критик Артемий Троицкий и тогдашний глава Грузии Эдуард Шеварднадзе.
Целью фестиваля было заявлено — «поиск новых талантов в советской музыке». Фестиваль имел конкурсную программу и жюри. В жюри входили такие известные композиторы, как Юрий Саульский, Гия Канчели, Константин Певзнер, Владимир Рубашевский, Аркадий Петров. Они же и определили тройку лауреатов:
1. Первое место — «Машина времени», Москва (песни «Хрустальный Город» и «Снег», автор Андрей Макаревич); «Магнетик бэнд» Таллин (песни «Леди Блюз» и «Трубадур на магистрали», автор Гуннар Грапс).
2. Второе место — «Автограф», Москва (композиция «Ирландия. Ольстер», авторы — Александр Ситковецкий — Маргарита Пушкина) и «Гунеш», Ашхабад (композиция «Река Туни», туркменская народная песня).
3. Третье место — «Лабиринт», Батуми (песня «Сакартвело», автор М. Киладзе).
Самые яркие песни премированных лауреатов фестиваля были записаны фирмой «Мелодия» и включены в двойной диск «Весенние ритмы-80», выпущенный по итогам фестиваля в 1981 г. (индекс диска — С60-15417-20).
Вот как описал по дням рок-фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80» известный рок-музыковед, член оргкомитета фестиваля А. Троицкий.
«Весна в г. Тбилиси выдалась холодной, пасмурной. Солнце радовало нечасто, временами моросил дождь, как бы довершая милую сердцу, но немножко грустную картину города в межсезонье. Однако тихие умиротворённые улицы пронизывала некая вибрация. Эпицентром её было круглое застеклённое здание большого концертного филармонического зала, у служебного входа которого весь день сновали «Волги» и «Жигули», высаживая и принимая артистов, вызывавших повышенный интерес многочисленных тбилисских прохожих. Вечером вибрация достигала своего пика. Со всех сторон к зданию стекались возбуждённые и нарядные молодые и не очень молодые люди; желающие попасть на фестивальный концерт настойчиво требовали лишних билетиков и, не получив таковых, в отчаянии принимались штурмовать хрупкие стеклянные двери.
Около полуночи наэлектризованная толпа выплёскивалась из концертного зала на холодные мостовые уснувшего города и долго расходилась по тихим улицам, освещая их желтыми нитями сигаретных огоньков. «В эти дни столица Советской Грузии охвачена музыкальной лихорадкой», — передавал из Тбилиси корреспондент ТАСС. Это был фестиваль популярной музыки «Весенние ритмы-80».
8 марта, суббота. Начала в 20.00 часов — открытие фестиваля… Первыми выступил донецкий «Диалог». Группа исполнила получасовую симфо-роковую композицию своего руководителя Кима Брейтбурга «Под одним небом» на стихи С. Кирсанова. Спустя неделю жюри назвало Брейтбурга лучшим вокалистом, а ансамбль занял III место.
Заявленный в программе «Интеграл» в тот же день не выступил: не подвезли аппаратуру. Спас открытие фестиваля «Глобус» (или, как он назывался ранее, «Удачное приобретение»). Ребята играли темпераментный, бескомпромиссный ритм-энд-блюз, и публика, посерьёзневшая во время строгого выступления «Диалога», снова оживилась. Выразителен лидер группы Алексей Белов: и манера игры, и пластика, и мимика. Пожалуй, он один из самых эмоциональных блюзовых гитаристов, выступавших на этой сцене.
Следующий день принадлежал латышам. На дневном концерте овациями был встречен рижский «Тип-топ» Имантса Пауры — мощный профессиональный состав с превосходными ударником, гитаристом и очень своеобразным композитором-вокалистом Харальдом Симанисом. «Тип-топ» получил III место; жаль только, что удивительный, вибрирующий тенор Харальда как-то затерялся в оркестровых рифах. А вечером играл ансамбль «Сиполи» из Юрмалы. Аппаратура подоспела меньше чем за час до начала концерта, музыканты не успели настроиться, и в итоге из-за неполадок они даже не доиграли программу до конца. Однако (имеющий уши да услышит) не было на фестивале ансамбля со столь самобытной, по-композиторски яркой музыкой. В песнях Мартина непостижимым образом слились накалённая энергия рока и каноны современной симфонической музыки…
Конечно, не одни открытия ожидали слушателей, сидящих в Большом концертном зале. Выступали на фестивале и знаменитые группы, понадеявшиеся, наверное, что громкое имя и серия знакомых по пластинкам шлягеров смогут компенсировать вялость и стереотипность их программ. Были и молодые, любительские, но не по годам скучные, банальные, поверхностные ансамбли…
На третий день выступила «Машина времени». «Машина» играла с большим подъёмом. Тбилисская аудитория вслушивалась в песни на стихи Андрея Макаревича с напряженным вниманием. Музыканты долго принимали поздравления и раздавали автографы. В результате – I место. Тут же наступил черёд рок-варьете «Интеграл» (п/у Бари Алибасова). Забавные костюмы, световые эффекты, ярмарка музыкальных стилей: местами это выглядело легковесно, но всё же было весело! «Интеграл» получил одно из третьих мест и ещё раз порадовал публику на заключительном концерте.
Вторник. Посреди сцены выросла невиданная гран-ударная установка. Уйма барабанов, колокольчики и цилиндрические колокола, гонги, тамбурины… Выступал ансамбль из Ащхабада «Гунеш». Джаз-фолк-рок-группа, опирающаяся на среднеазиатский фольклор. Состоялся бенефис блестящего барабанщика Р. Шафиева, показавшего неповторимый по разнообразию и темпераменту ритмический спектакль.
Вкусив восточной экзотики, далее слушатели оказались в куда менее уютной, нервной атмосфере улиц большого города – сцену занял ленинградский «Аквариум». Представьте себе жёсткий рок-н-ролл на виолончели, фаготе и флейте (не считая, конечно, гитар и ударных), а затем неожиданно изумительной красоты средневековая мелодия! «Аквариум» вызвал смятение в зале и массу споров.
«Автограф» выступил чётко. Ансамбль совсем молодой, и для большинства его участников тбилисский фестиваль оказался дебютом на большой сцене – всё, тем неменее, было в порядке. Сложные, грамотно и со вкусом выстроенные композиции, современные электронные аранжировки и безупречная игра солистов позволила этой московской рок-группе занять II место.
Появление «Магнетик бэнда» здесь ждали с особым интересом. У тбилисских меломанов ещё свеж в памяти сенсационный концерт «Апельсина» на джаз-фестивале 1978 года, и марка эстонского рока котировалась очень высоко. Надежды оправдались. Группа сыграла и «вечнозелёные» блюзы, и инструментальные пьесы в джазовой манере, и модный реггей, причём всё это с необычайной лёгкостью, виртуозностью и не без юмора. Центральная фигура на сцене – ударник, композитор и руководитель «Магнетика» Гуннар Грапс; он же обладает обаятельным своеобразным голосом, придающим песням определённую окраску. Через два дня стало известно, что группа Грапса удостоена I места.
Приближалась кульминация фестиваля, а забот у организаторов не убывало: концерты шли одновременно ещё на двух площадках – в Тбилисском Доме офицеров и в парке города Гори. Все залы надо было обеспечивать аппаратурой, снабжать музыкантов транспортом, устраивать привередливых представителей прессы и при всём этом не забывать о традиционном гостеприимстве…
На седьмой день фестиваля приятный сюрприз преподнесла и группа «Лабиринт». Преподаватели музыки из Батуми исполнили сюиту-ораторию своего руководителя М. Киладзе «Моя Грузия», которая произвела очень цельное впечатление, несмотря на свои внушительные размеры (порядка 25 минут). Второе место, занятое «Лабиринтом», явилось одной из приятных неожиданностей фестиваля. А вот популярный «ВИА-75» занял III место. Программа была построена в форме дискотеки, сам Роберт Бардзимашвили выступал в роли диск-жокея, и всё хорошо срежиссировано, но … от этого талантливого, высокопрофессионального коллектива ждали большего.
Приз зрителей был отдан тбилисскому рок-квинтету «Блиц». Валерий Кочаров и его группа просто ошеломили публику. Трудно дать определение музыке – прекрасные мелодии и захватывающие роковые риффы, простые и удивительно современно звучащие песни. Если уж наклеивать ярлыки, то проще всего назвать «Блиц» грузинскими «Битлз»… Ещё два симпатичных ансамбля выступили в последние фестивальные дни – «Вторая половина» из Курска и «Время» из Горького. Они исполняли приятную музыку, отмеченную сильным влиянием джазовой классики (или Кейта Эмерсона), и негромко пели. Это было романтично и всем понравилось.

Конечно, слухи о распределении мест начали распространяться ещё за несколько дней до официального объявления результатов фестиваля. Однако окончательные итоги были подведены на последнем заседании, происходившем днём в воскресенье 16 марта, которое длилось три часа. А вечером был такой аншлаг, что не было, как говорится — куда яблоку упасть. Председатель жюри Юрий Саульский и его заместитель Гия Канчели объявили результаты, и все основные лауреаты ещё раз выступили перед неиствующей публикой… Так закончился фестиваль популярной музыки «Весенние ритмы-80».
И эхо тбилисского музыкального праздника долго не замолкало. Снова и снова, в разговорах и статьях, музыковеды возвращаются мысленно в ту весну. Дело в том, что это был первый в Советском Союзе представительный и солидно организованный фестиваль рок-музыки».
Вот как описывал выступление группы «Гунеш» один из журналистов, аккредитованных на фестиваль.
“…Сначала простой ритм на ударных, четкий и сухой. Барабанщик обнажает в улыбке белоснежные зубы, его руки движутся так легко и быстро, что рассмотреть эти движения не проще, чем проследить за вращением авиационного пропеллера. Затем к стрекоту ударных присоединяются жёсткие аккорды гитар. Музыка пряная, монотонно-изысканная. И, наконец, вступает человеческий голос — неожиданно резкий и гортанный. Певец исполняет старинный мукам: этой мелодии не одно столетие. Каждый узор, каждая фраза в ней отточены поколениями выдающихся мастеров. Строки дэстана повествуют о соловье и розе, о чёрных косах возлюбленной …

Поцелуй любви желанный, он с водой
солёной схож:
Тем сильнее жаждешь влаги, чем
неистовее пьёшь

Бейтам (двухстишиям) классических восточных газелей отвечают реплики-фразы гитары. Но звучат они так, будто это не гитара вовсе, а двухструнный дутар — на нижней струне бесконечно повторяется басовая нота органного пункта (бурдон), на верхней — узорчатые орнаменты в ладах туркменских народных мукамов, носяших названия “эркилик муками” (“верблюжий мукам”) или “айралык муками” (“мукам разлуки”)…
Темп ускоряется, появляется новая оркестровая краска — резкие, синкопированные аккорды двух труб, саксофона и тромбона. Солирует саксофонист: его инструмент извергает водопады звуков, пассажи выстреливаются звонко и эффектно, прочерчивая причудливые кривые линии, или шутихи фейерверка. И снова ударные. Соло. Барабанщик — в перекрестии прожекторов. Вот он, мотор и нерв ансамбля! К одному ритмическому слою добавляется второй, третий, четвертый… Невозможно не поддаться магии этого праздника барабанов, не войти в круговорот его ритмов и не отдаться их стремительно несущемуся головокружительному течению …
…Последний раскат ударных, последний всплеск синтезатора и гитар, последний аккорд “меди”. Зал взрывается громовыми овациями. Закончил своё выступление на Всесоюзном фестивале популярной музыки «Весенние ритмы. Тбилиси-80» ансамбль «Гунеш». Джаз-фолк-роковая группа, представляющая Ашхабадское телевидение и радио. Первый в Туркмении состав, сумевший сплавить национальный фольклор со средствами современной эстрадной, роковой и джазовой музыки.
Свет юпитеров погас, участники ансамблей разъехались, но воспоминания о Всесоюзном фестивале популярной музыки, проведённом в г. Тбилиси, надолго пребудут и с теми, кто слушал выступления музыкантов в зале, и с теми, кто был на сцене».
А теперь краткая справка о лауреатах фестиваля.
Две первые премии заслуженно достались ансамблям «Машина времени» (Москва) и «Магнетик бэнд» (Таллин).
Три вторые премии получили группы «Автограф» (Москва), «Гунеш» (Ашхабад) и «Лабиринт» (Батуми).
Четыре группы получили третьи премии: «Тип-топ» (Рига), «Виа-75» (Тбилисси), «Интеграл» (Саратов), «Диалог» (Донецк). Дипломантами фестиваля названы группы «Слайды» (Тамбов), «Блиц» (Тбилиси), «Время» (Горький). Участники ансамбля «Блиц» стали также обладателями «Приза зрителей». Почетный диплом вручён гостям фестиваля группе «Ариэль» (Челябинск), группа «Цветы» награждена «Призом дружбы».
Одна из самых трудных задач – успешное сочетание музыки и текста, подбор тематики, вокально-инструментальных композиций, — лучше всего других это удалось победителям фестиваля – «Машине времени». Ансамбль награжден специальным призом газеты «Молодежь Грузии» “За лучший подбор тематических текстов песен”. Руководитель ансамбля Андрей Макаревич получил также приз Союза журналистов Грузии “За тексты песен собственного сочинения”, а его коллега из «Автографа» Александр Ситковецкий награжден призом Союза композиторов республики – за лучшее воплощение политической темы в композиции «Ирландия. Ольстер».
За оригинальное режиссёрское решение композиций и сценичность призы завода УВМ и тбилисского молодежного клуба «Амирани» вручены ансамблю «Интеграл».
Определены также лучшие вокалисты и инструменталисты. Призов за высокий профессиональный уровень исполнения удостоились Ким Брейтбург («Диалог») и Заур Чхартишвили («Лабиринт») – за вокальную технику; лучшим соло-гитаристом признан Ираклий Киквадзе («Хомли»); бас-гитаристом — Михаил Попхадзе («ВИА-75»), лучшие барабанщики фестиваля – Ришад Шафиев «(Гунеш») и Алекс Упниекс («Тип-Топ»), лучшим музыкантом на конга признан Давид Джапаридзе («ВИА-75»), безупречно владеющий ритмическим рисунком любой сложности; среди саксофонистов – Станислав Морозов («Гунеш»).
Приз Союза композиторов Грузии за лучшую композицию вручен горьковчанину Алексею Смирнову («Время»).
На заключительном концерте своё искусство ещё раз показали ансамбли «Машина времени», «Гунеш», «Время», «Интеграл» и «Магнетик бэнд».

Впечатления от выступавших на фестивале. Обращал внимание на тот факт, что многие группы оказались не профессиональны в композиционном плане, т.е. у них не было оригинальной программы и своего музыкального языка, а звучал модный на тот момент плагиат западных стандартов. Многие группы приехали на фестиваль не столько показать своё лицо, сколько просто потусоваться. При оценке исполнительского мастерства двое музыкантов из группы «Гунеш» — барабанщик Ришад Шафиев и саксофонист Станислав Морозов — стали лучшими исполнителями на своих инструментах. Это показатель профессионализма группы «Гунеш». Тбилисские музыканты прониклись к нам профессиональным уважением и относились с большим обожанием. Целыми группами приходили к нам в гостиницу и расспрашивали о том, как мы добились такого результата и т. д. Председатель жюри Ю. Саульский мне как-то сказал: «Вы, ребята, приехали не на тот фестиваль. Вам нужно участвовать в профессиональных джаз-роковых фестивалях и конкурсах. Конкурс-фестиваль «Тбилиси-80» — прежде всего песенный. Для нас «Машина времени» — хорошая самодеятельность с раскрученными песнями а-ля The Beatles».

Автор статьи Олег Королёв (основатель и музыкальный руководитель группы «Гунеш»).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *