Ровно три года назад, 14 марта 2017 года, Кумар Аксакалов возглавил Северо-Казахстанскую область. Можно подвести некоторые итоги. Тем более, он один из ярких акимов последних лет и задумал масштабную операцию «пробуждение севера». Сегодня речь не о цифрах и показателях, а о восприятии акима жителями СКО. Петропавловск.news здесь не претендует на истину в последней инстанции, свою лепту внесут североказахстанцы в комментариях под материалом.
Я помню, мы долго ждали, кого же назначат в тот день, самолет прилетел позже, люди в зале просидели около трех часов. Все порядком устали, а тут еще новый аким, от которого ждали каких-то пламенных речей, сказал всего пару дежурных фраз. Откровенно говоря, впечатление было так себе.
Потом пригляделись – голубоглазый, статный, подтянутый, с хорошим чувством юмора, совещания ведет без бумажек, трудолюбивый, разбирается в людях, умеет анализировать и адекватно воспринимает конструктивную критику СМИ — прислушивается и реагирует. К тому же, как он сам себя называет, бывший «сельхозник», что для аграрного региона с большими площадями неиспользуемых или неэффективно используемых земель — очень даже кстати.
«Неудобно, когда у человека хорошая память на все плохое. Дайте людям шанс» — эту фразу я недавно услышала в сериале про журналистку. Он называется «Вы все меня бесите»… Так вот новому акиму дали шанс. Начали наблюдать, как он борется с паводком и готовит город к проведению приграничного форума и визиту двух президентов.
В первый день он долго работал, принимал чиновников разных управлений, встречался со старожилами. Работяга или популист? В кулуарах акимата после этого все шептались, что новый глава региона пообещал не менять кадры и не привозить свою команду, как водится. Это первый плюс. И надо признать, обещание он сдержал. Среди чиновников сейчас много местных, некоторые даже вернулись из столицы. Видно, что Аксакалов дает молодым госслужащим расти, если есть способности, они продвигаются вверх по карьерной лестнице. Если нет, он все равно пытается добиться от них результатов по принципу — вода камень точит.
Это, безусловно, характеризует Кумара Иргибаевича положительно. Но нас ведь всех не это волнует, а то — какую конкретную пользу он принес за это время области и жителям. Благодаря предыдущим должностям, у него хорошие отношения с министрами и в правительстве, а потому в Северо-Казахстанскую область потихонечку пошли деньги. Началось все, конечно, с форума. Но после мероприятия он вопреки слухам и предположениям не ушел, а остался и начал реализовывать трехлетний план регионального развития, который окрестили «Пробуждением севера».
В отличие от многих предшественников Аксакалов не прятал проблемы, а активно демонстрировал их приезжающим в регион высоким чиновникам. Вот, мол, как у нас все нерадужно, запустили область – заводы загибаются, дома ветхие и непрезентабельные, сёла пустеют, туалетов нет ни на трассах, ни на пограничных пунктах, придорожный сервис родом из 90-х и так далее.
Показывал он и проблемы образования – трехсменное обучение в школах, устаревшее советское оборудование в государственном вузе, окна и крыши в школах не меняли с советских времен, давно не ремонтировали вокзал. Всего не перечислишь. Правда, во время всех этих визитов столичных чиновников в городе продолжали перекрывать дороги в угоду кортежам, но это вещи, пожалуй, неизменные. Было здесь лишь одно исключение из правил – форум двух президентов…. Движения в городе он не парализовал (могут, если захотят) и прошел на высоком уровне.
В итоге деньги на север пошли – на заводы, на дороги, на ремонт объектов образования (в Петропавловске теперь во всех школах — окна пластиковые). Обещают построить новый корпус университета и даже оснастить его по последнему слову техники, к тому же увеличить количество грантов, настолько, что все выпускники школ будут мечтать учиться в СКГУ, а не в России, Чехии, Англии и прочих странах.
То же касается и больницы. В этом году начнут строить новую, а оборудования завезут столько, что незачем будет ездить за медуслугами к соседям в Омск, Новосибирск и т.д. А может даже самолеты, наконец, начнут летать в разные страны, чтобы российские аэропорты не забирали наших туристов, ведь до Омского аэропорта североказахстанцам ехать ближе, чем до столичного. В Египет в прошлом году самолеты летали и были полными, более того, в Петропавловск приезжали омичи, чтобы улететь прямым рейсом в Шарм-эль-Шейх.
Авиарейсы в другие страны — пока слова и планы. Москва сорвалась уже не в первый раз. Но время у Аксакалова еще есть. Если его «не заберут».
Однако не все так славно в нашем королевстве. Жители провинциального Петропавловска довольно остро воспринимают некоторые размашистые инициативы Аксакалова. Есть даже мнения, что он изо всех сил, но почти в одиночку, пытается расшевелить болото (в переносном смысле, конечно). А что касается реальных болот вокруг областного центра – их он намерен осушить. Уже в прямом смысле. Начал с регулярного уничтожения камыша на окраинах города. Но камыш-то не жалко. Как и ветхое жилье. А вот попытки Кумара Аксакалова очистить зеленый Петропавловск от деревьев и заменить их молодыми саженцами елей и других деревьев, горожане восприняли в штыки.
Началось все с городского парка. Аким там гулял почти каждый день и натыкался на бомжей, которые соседствовали с белками и могилками. Жили они в кустах, в старом парке. Кусты там были очень удобные.
И вот новый глава региона решил этот лес в центре города проредить, а часть вообще оттяпать под главную городскую площадь напротив областного акимата. Там пострадало и исторически важное для петропавловцев место — кафе на горе. Важным было не кафе, а гора – бывший грот с вмонтированным стволом пушки из Петропавловской крепости. Той самой, с которой начинался город в 1752 году.
Здесь аким разочаровал старожилов, любящих и сохраняющих историю. Но он сам, видимо, считал это незначительной жертвой, потому что смотрел в будущее. И видел прекрасный парк, который полюбят все горожане. В полной мере задумки эти реализовать ему так и не удалось. Но это уже вопрос не только к акиму (он-то обещал все красиво), а еще и к его команде.
Потом очередь дошла до городских улиц. Деревья начали нещадно вырубать, что продолжалось все эти годы. Недавно, после волны возмущения горожан, за насаждения вступились экологи и природоохранная прокуратура. Массовый спил приостановили. Однако история с вырубкой зеленых легких города пока не закончена.
Параллельно делалось и благое дело – фанатичная борьба с ненужными страшненькими заборами, грязными фасадами, лысыми газонами, убитым асфальтом во дворах и с устаревшими морально торговыми павильонами, а то и вовсе с базарами как таковыми…. Тут уже восстали и мелкие предприниматели, которые не хотят терять кусок хлеба и не готовы платить бешеную аренду в новых торговых центрах. Судебные тяжбы, жалобы во все инстанции, нешуточный резонанс….
Но аким был готов к такому сопротивлению, зная опыт в других городах, и продолжает стоять на своем. Бутики – это некрасиво. А вот столы с товарами, которые до сих пор окружают базар, и даже товар — прямо на земле, торговцы, которые занимают любое освободившееся место и не платят налогов – в самый раз?
Если говорить о хороших примерах благоустройства, в городе подсветили и покрасили фасады домов вдоль центральных улиц. Аким СКО заставлял подчиненных играть красками, подбирать современные оттенки, одну многоэтажку по улице Жамбыла перекрашивали три раза, пока аким не сказал, что получилось красиво. Жильцы, правда, возмущались, что стекла забрызгали красками разных цветов, а подсветка заставила многих купить плотные теневые шторы. Но улицы стали краше, особенно ночью. Добавили эстетичности и новые фонари без висящих проводов.
А вот частный сектор пребывает пока в унылом состоянии. У Копая есть хоть какие-то перспективы на снос и строительство нового микрорайона, а вот Рабочий поселок пока не дождался заметных перемен и утопает в грязи, как и многие другие окраины. Жители Бензостроя по-прежнему жалуются на слабую инфраструктуру, хотя и им уже есть чему радоваться, построили супермаркеты и расширили дорогу.
Что касается сёл, там аким области бывает часто, но население продолжает уезжать, а деревни закрывают, забывая переселить оставшихся жителей. В планах у Аксакалова – добиться изменения в законодательстве, чтобы на переезд выделялись деньги. У некоторых сёл появились перспективы. Но пока говорить о масштабных преобразованиях в районах области рано. Поживём — увидим. Хорошей была идея акима с незапланированными поездками по сёлам, но креативное и полезное для оценки реальной ситуации начинание, увы, не нашло своего развития. Надеемся, Кумар Иргибаевич вернется к этому новаторскому опыту. Ведь подходы у него действительно нетривиальные.
И самое главное, пусть у него будет время, чтобы провести работу над ошибками, прислушиваясь к населению. Он мониторит социальные сети и информационные ресурсы, видит чаяния североказахстанцев, а иногда и выслушивает лично на открытых приемах. Дает грамотные распоряжения, но мы отслеживаем и видим, что исполняют их далеко не все. Можно сетовать на плохую команду, недостаток времени в сутках….
Так что пусть не иссякнет желание и потенциал Кумара Аксакалова, а концепция слышащего государства только развивается в нашей области. Пожелать мы хотим главе региона грамотного советника, пусть внештатного, не госслужащего, который откровенно скажет ему, как обстоят дела на самом деле, и чего ждут от власти люди, потому что порой кажется, что окружение акима области стоит не на стороне населения.
Достижениями акима последнего времени можно назвать остановку вырубки мещанского леса и строительства там, возвращение государству детских садов, ошибочно переданных в доверительное управление, и спасение Ботанического сада.
Из ближайших задач, которые она сам себе поставил – благоустройство города, его исторического центра и окраин, снижение оттока населения, удержание в городе выпускников школ, улучшение сферы здравоохранения, возрождение промышленности.
С одной стороны аким не может привозить свою команду, т.е. людей которых он знает много лет и уверен в их профессионализме. С другой — при совершении коррупционных правонарушений подчиненными — должен уйти в отставку. Или, если его подчиненные развалят всю работу — вся ответственность все равно ляжет на главу региона. Не исключено также, что за некоторыми подчиненными при хороших должностях стоят свои влиятельные люди (Бәке и Сәке). Поэтому приходится работать с теми, кто есть. Здесь можно было порекомендовать акиму области обратить внимание на Президентский резерв, недавно сформированный из амбициозной и деятельной молодежи. Пригласить их поработать в Северо-Казахстанскую область. Можно позвать, как бы это странно не звучало, и Василия Рогозина (экс-главу «Иволга Холдинг»). Он хороший управленец, пользующийся авторитетом у населения, давно работающий в аграрном секторе экономики, и если вынесенное ему ограничение свободы, не позволит работать в госслужбе, то хотя бы внештатным советником. Помочь в организации аналогичного хозяйства, как «Иволга», может быть даже путем доверительного управления через других лиц (родственников или друзей В.Рогозина и т.д.). Здесь слово «помочь» употребляется не в качестве значения применения «поблажек» или каких либо других «преференций», а в элементарном внимании, разговоре, приглашении на беседу и т.д.
Живу на селе . Надо признать , что за последние 3 года вложение в село действительно есть. Только вот , складывается впечатление , что тендеры на строительство иногда выигрывают проходимцы. Что бы не быть голословным приведу пример. Новый участок автодороги от Возвышенки до Золотой нивы уже на следующий год покрылся , ямами и ухабами. Хотя другой участок сданный годом раньше стоит и не сыпется. Теперь водопровод в Возвышенки уже 3 год пошел , но его до сих пор не приняли , хотя воду в дома уже заводят. Теперь выделили деньги из бюджета на реконструкцию внутрипоселковых дорог . Местный бизнес тоже собирается вложиться в этот проект своими силами и средствами. Только вот народ терзают смутные сомнения , что этот тендер выиграют опять проходимцы. Такая история года 3 назад была с улучшением автодороги Возвышенка Узункуль. Понятно , что тендера проводит не аким , но уж часто работу выполняют явные проходимцы!