Автор: Сергей Виниченко. Однажды, перед началом службы в храме Пресногорьковки, ко мне подошла седая старушка и заговорила. «Знаете, Сергей Николаевич, приснился мне сон, будто нахожусь я в нашей церкви на утренней службе, вокруг люди в старинных одеждах, а молитвы читает батюшка, зовут которого отец Герасим…». Как звали первого священника, прихожанка, конечно, знать не могла.
Об этом давнем разговоре вспомнилось мне, когда я стал серьезно заниматься историей православных приходов на Пресногорьковской линии.
В «смочное» лето 1746 года полевая команда во главе с командиром Сибирского корпуса генерал — маиором Теофилом фон Киндерманом совершила экспедицию вдоль линии горько-соленых озер от урочища Звериная Голова на реке Тобол до крепости Омской. Целью экспедиции был поиск наиболее удобных мест для строительства крепостей новой линии. Киндерман сам «поназначил» место строительства крепости Пресногорьковской на перешейке между Горьким и Пресным озерами.
Возведение новых укреплений началось в июне 1752 года. В гарнизонных списках того времени значится поп. В Пресногорьковской была построена небольшая часовня, в которой служил полковой священник. В 1759 году начальник Тобольной линии командир Троицкого драгунского полка полковник Алексей Бехтеев сообщал, что на 5 крепостей и 14 редутов нет ни одной церкви и просил командира Степного корпуса генерала Шпрингера помочь в постройке церквей в трех крепостях – Пресногорьковской, Кабаньей и Сенжарской. «По всей же Тобольной линии имеется только одна, в полку Троицком, полковая церковь, при которой полковой священник один же при штапе в Пресногорьковской крепости находится». Основанием для просьбы послужила большая удаленность слобод и деревень от новозаложенной линии и рост населения в самих укреплениях. Драгуны, ушедшие в отставку, селились рядом с крепостями и редутами в слободах и обзаводились семьями. Выписные казаки вынуждены были привозить семьи из ранее обжитых мест на Исети и северных слобод. За дальностью расстояний и отсутствием священника, который вынужден был часто отлучаться в командировки по линии, поэтому «многие люди умирают без покаяния и погребаются без священника». Об этом пишет 13 августа 1765 года и генерал Шпрингер в Тобольскую духовную консисторию митрополиту Павлу: «…полковой священник для церковных треб недели по две и по три по всем тамошним крепостям и редутам отлучается, то между тем, как раждающиеся младенцы без крещения и молитвы долговременно пребывают, а другие по болезням и умирают, так и для исповеди и погребения умерших. Пресногорьковские жители по неимению вблизости церквей Божиих и отверженными себя находят».
В военных поселениях западного фланга Тобольской дистанции Пресногорьковской линии тогда проживали: крепость Пресногорьковская -148 муж, 121 жен, 65 дворов, крепость Кабанья – 92 муж, 88 жен, 40 дворов, редут Пресногорьковский – 31 муж, 28 жен, 15 дворов, редут Пещаный — 83 муж, 59 жен. 25 дворов. Всего 650 жителей.
Жители крепостей Пресногорьковской, Кабаньей, Пресновской и редутов Пещаного и Пресногорьковского собрали подписи под прошением генерал-маиору Петру Андреевичу Девицу о скорейшем начале строительства церкви Божией во имя Чудотворца Николая, за незнанием грамоте руку под прошением приложили в Пресногорьковской отставной квартемистр Григорей Малышев и казачий атаман Василей Савин, в крепости Кабаньей отставного драгуна сын Кирила Пенков, в редуте Пресногорьковском отставной ротный квартемистр Василей Казанин, в редуте Пещаном отставного драгуна сын Михайло Дедов.
После получения благословения от владыки, начались переговоры со строителями. Возводить храм взялись подрядчики из Царевой слободы (ныне г. Курган). Руководил проектом протопресвитер Иосиф Антонов. В одном из документов сказано, что Царева слобода находится от Пресногорьковской в 30 верстах ( на самом деле в 120 – прим. С.В.), что значительно ближе нежели Воскресенский заказ — 200 верст, Троицкий заказ – 270 верст, Челябинский – более 300. Автор письма, священник Никита Одинцов, либо сократил расстояние по незнанию, либо отметил расстояние от южной границы земель, принадлежащих слободе (здесь ныне расположен бывший казачий пикет Башкирский, РФ).
Однако, не все получилось так гладко, как это выглядело на пожелтевших от времени страницах старинных документов. В 1765 году генерал Иван Шпрингер, объехав всю линию, задумал грандиозный проект перестройки ряда крепостей. Четырехугольные крепости Пресногорьковскую, Кабанью, Пресновскую, Покровскую, Лебяжью, Полуденную было решено перестроить и значительно усилить, обнеся их глубокими валами и рвами. Вокруг крепостей планировалось построить рогатки и надолбы. Проект был одинаков для всех названных крепостей и в итоге представлял собой распластанную шестиконечную звезду, в основании которой был все тот же четырехугольник. Церкви и часовни было решено строить в центре крепости. Объективно, обнесенные земляными валами крепости сыграли важнейшую роль в период восстания Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.). Пресногорьковскую крепость не сумел взять Таир-султан с тремя тысячами всадников, тогда как редут Пещаный, представлявший собой деревянное укрепление, был взят ханом Аблаем, ожидавшим подхода основных сил Пугачева в районе Звериноголовской крепости летом 1774 года.
В Пресногорьковской южный фас крепости выходил на северный обрывистый берег озера Пресного, сам берег был серьезной преградой для нападавших. Часовня, в которой служили полковые священники, располагалась у восточного деревянного заплота (в районе современной площади у аптеки). После решения о начале переноса крепости строительство церкви было отнесено на неопределенное время, хотя лес для постройки уже был завезен.
Все это время шла постоянная переписка между Тобольской духовной консисторией, штабом Сибирского корпуса в Омске, Ялуторовской канцелярией, Царевогородищенской канцелярией, комендантами Пресногорьковской крепости Михайло Зайцовым и сменившим его Ерофеем Дегарригой. Умершего Шпрингера сменил на посту генерал Станиславский, а затем Иван Александрович Деколонг.
19 декабря 1768 года в Пресногорьковскую назначен для служения священник Герасим Родионов. Церковные требы он исполнял в оставшейся от Троицкого полка «построеной полковыми служителями древяной на все подобия (яко то паперть, трапеза с печью, церковь и олтарь) часовне, в коей всей того Троицкого полку полковая церковь в зимнее время была с иконостасом и святым престолом».
В августе 1769 года священник получил распоряжение Ялуторовского духовного правления не производить «свенчания браков», а всех желающих направлять в Утяцкую слободу и Низ-Чернавское село (ныне населенные пункты в Курганской области, РФ).
11 сентября 1770 года из крепости Пресногорьковской в Тобольную духовную консисторию был отправлен Пресногорьковской камандантской канцелярией «покорный репорт». В нем комендант Михайла Зайцов пишет, что по Табольной дистанции «довольное число отставных в заселении, между коими случаетца доволное число свадеб, поэтому существует необходимость венчать в часовне бывшего Троицкого полка «сделанной наподобие церкви».
К осени 1770 года все было готово для начала строительства и генерал Шпрингер в промемории в Тобольск 25 сентября просит дать «благословенную грамоту заказщику протопопу Федорову».
После кончины генерала (11 февраля 1771 года) возник вопрос о судьбе часовни. Заказщик, священник Андрей Топорков, пишет 2 апреля 1772 года из Ялуторовска епископу Тобольскому и сибирскому Варлааму в ответ на вопрос о переносе часовни из Пресногорьковской в Пресновскую: «камендант Михайла Зайцов словясно ему, священнику Родионову, объявлял яко б по представлениею его от главной их команды тое часовню перевести той же Тобольской линии в Пресновскую крепость, на церковь же, а вместо тое в Пресногорьковской крепости вновь строить велено церковь и о заложении де той новой церкви повеление есть омскому протопопу Петру Федорову, токмо де еще не обложена».
Оказалось, что покойным генерал-поручиком Шпрингером была наложена резолюция «чтоб оную часовню из Пресногорьковской в Пресновскую перенесть, ежели пресногорьковский комендант согласится и той часовне в Пресногорьковской крепости быть надобности нет, и если Пресновской крепости жители за ту часовню заплату учинят». Не совсем понятна судьба часовни, была она увезена или нет – неясно. А вот церковь все же была построена в самом центре земляной крепости.
5 января 1774 года комендант Пресногорьковской крепости майор Ерофей Дегаррига написал нижайшее доношение епископу Варлааму: «По грамоте вашего преосвященства заложенная в крепости Пресногорьковской Омского заказа протопопом Петром Федоровым прошлого 772 года, июля 20 дня вновь Николаевская церковь строением окончена и в ней иконостас новый сделан, и святые образа написаны, двои сосуды, одни сребряные, другие оловяные, воздухи, покровцы, напрестольная, также священническая одежды, книги и прочая церковная утварь вся к освящению приготовлена. Того ради Пресногорьковская камендантская канцелярия нижайше просит оную вновь построенную Николаевскую церковь освятить святым антиминсом, и для того освящения прислать протоиерея со священники из ближней к здешней крепости мест…».
5 июля 1774 года в Пресногорьковскую был привезен ящик с печатью (святой антиминс) Тобольской духовной консистории, подписанный на имя Ялуторовского заказщика протопопа Григорея Мухина. Из Низ-чернавского села для освящения церкви прибыли священник Алексий Серебренников и диакон Дмитрий Ивонин. 21 июля священник Герасим Родионов написал рапорт в Тобольск, что «вновь построенная в крепости Пресногорьковской во имя святителя Христова Николая Чудотворца церковь по благословенной Вашего преосвященства граммате, святым антиминсом по чиноположению церковному соборне июля 5 числа освящена. И по освящении в ней священнослужение происходит».
Так непросто и нескоро складывалась история постройки деревянной церкви в Пресногорьковке, простояла она недолго и в 1798 году была уничтожена огнем. В 1805 году на месте пожарища был построен каменный храм во имя Казанской Божией Матери.
Летом 1991 года в летнем приделе Святителя Николая во время строительных работ был обнаружен прах нестарого человека, погребенного в саване, захоронение было очень давним, явно старше каменного храма. Стоя на краю раскопа, я вновь вспомнил давний сон белой как снег старушки об отце Герасиме…Выходит, во сне получила прихожанка информацию о первом пресногорьковском священнике…
Сегодня церковь в Пресногорьковке признана сакральным местом Северного Казахстана…
Из книги Виниченко С. «Листая старые страницы», — Курган, 2014.
http://kazneb.kz/site/catalogue?flt=simple&q=Виниченко+Сергей
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск
Только она вроде как относится к Костанайская область, Узункольский район, п.Пресногорьковка, ул.Ленина, и они утверждают, что каменный храм построен в 1799 году. http://kst-eparhiya.kz/храмы-и-приходы/khram-svyatitelya-nikolaya-s-presnogorkovka#.XbA1jcd1OM8
Так и есть. Ошибка в том, что не построена, а заложена в 1799 году. Построить такой храм за год после того как сгорел деревянный храм теми силами, что были в крепостях просто нереально. А вот 6 лет довольно приличный срок. Все остальные данные с сайта Кустанайской епархии взяты из моих статей и книг, в т.ч. и об отце В.А.Преображенском. Почему-то в наше время не принято делать сноски на источники.