29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Петропавловск вместо Омска: «Казахфильм» облюбовал здания архитектуры северной провинции

Киностудия «Казахфильм» завершила съёмки кадров полнометражной художественной картины «Долгое эхо» в Петропавловске. Небольшие эпизоды были отсняты в доме и во дворе купца Янгуразова, всем известном доме невесты, и на винтовой лестнице здания казахского драматического театра им. С. Муканова, сообщает корреспондент Петропавловск.news.

Почему съёмки проходили именно в Петропавловске, что снимали казахстанские кинематографисты в памятниках архитектуры – мы узнали из первых уст.

Картина «Долгое эхо» рассказывает о польском революционере Адольфе Янушкевиче. Он боролся за свободу своего народа в Польше. В 1832 году участвовал в восстании против карательной власти Российской Империи, за что был приговорён к смертной казни, а потом помилован и сослан в Северный Казахстан.

В казахстанских степях он прожил 25 лет. Приехав сюда, революционер, которому на тот момент было 30 лет, понял, что казахский народ живёт в таких же условиях, как и его родной народ. Сначала ссыльный тосковал по Польше, затем почувствовал поддержку от населения, всей душой проникся к добродушным и гостеприимным казахам. Был знаком с ханом Кенесары, который возглавил национально-освободительное движение.

В 1841 году Адольф Янушкевич переехал в Омск, где вскоре поступил на государственную службу. Отметим, что бывший польский революционер был образованным человеком, дворянином. Знал несколько иностранных языков. За годы жизни в Казахстане выучил казахский язык. По всей видимости, эти обстоятельства свели его с генерал-губернатором Василием Перовским и генералом Николаем Вишневским.

Сцены встреч главного героя Янушкевича с этими историческими персонажами были отсняты в Петропавловске. Адольф встречался с военными русской императорской армии в Омске.

Для съёмок нужна была архитектура российских городов середины 19 века. Выбирали локации в Павлодаре и Уральске. Однако всё разрешил случай. В кастинге на главную роль польского ссыльного принял участие актёр из русского театра драмы имени Н. Погодина в Петропавловске Константин Демидов. Он успешно прошёл все испытания, к тому же его европейское лицо подходило идеально.

Константин Демидов

Именно Константин подсказал кинематографистам — съёмки можно провести в Петропавловске, где сохранилось много домов дореволюционной постройки. Сюда направили художника-постановщика картины Алексея Шиндина, который подтвердил – лучше места не найти. Его поразила сохранность архитектурных памятников.

Так, в нашем городе появились несколько симпатичных белых грузовиков с логотипом «Казахфильм».

Как рассказал Алексей Шиндин, с локацией для съёмок в нашем городе определились не сразу. Рассматривали варианты около собора, военкомата, где есть старые казармы для переселенцев. Там хотели расчистить территорию и придать вид деревушки.

— Очень понравилась эта локация. Можно было развернуть съёмочную деревню, что-то вроде павильона под открытым небом, — говорит художник – постановщик картины «Долгое эхо». – Но на это потребовалось бы много времени и средств. Дом невесты подошёл идеально. Здесь почти полностью сохранены детали интерьера – нет пластиковых окон, видеокамер, современных щитков, вентиляций. Всё это было бы сложно убирать, переделывать. Заменили только некоторые современные дверные ручки. Делали их вручную, под старину.  В особняке кое-что подкрасили, где было обшарпанно, и подвесили люстры.

В зданиях петропавловских памятников развернули съёмки кабинетных и интерьерных сцен. Комнаты дома купца Янгуразова превратили в кабинеты генерал-губернатора Перовского в Омске и генерала Вишневского в Семипалатинске. Последний был призван для подавления восстания Кенесары Касымова. Он являлся начальником карательного отряда казаков.

Небольшие эпизоды снимали во дворе дома невесты и с тыльной стороны казахского драмтеатра там, где расположена шикарная винтовая лестница. Сюда Адольф Янушкевич приезжал, чтобы передать письмо от Кенесары Касымова генерал-губернатору  Василию Перовскому.

Четыре съёмочных дня в Петропавловске – это только первые «капли» полнометражной картины. Как рассказал режиссёр-постановщик фильма Аскар-Мухит Нарымбетов, за время работы в Петропавловске группа отсняла только 0,05% «Долгого эха».

— Всё сложное впереди. Это батальные съёмки последнего боя Кенесары с царской армией. Сейчас снимаем маленькие компактные сцены. Основной объём работ пройдёт в Алматинской области, — говорит Аскар-Мухит Нарымбетов.

Аскар-Мухит Нарымбетов

Кинематографисты планируют завершить съёмки фильма весной 2022 года. Финальная сцена должна быть отснята на маковом поле. Выпустить картину в прокат планируют осенью. Съёмочная группа надеется, что ничего не помешает планам, а кино придётся по вкусу зрителям.

— С приходом нового начальства «Казахфильм» делает упор на выход картин в широкий прокат. Постараемся, чтобы фильм «Долгое эхо» понравился зрителям, чтобы его смотрели. Народ давно ждёт качественных казахстанских продуктов. «Казахфильм» в этом году снимает только 3 фильма, один из которых наш, — не без доли сожаления говорит режиссёр-постановщик картины «Долгое эхо» Аскар-Мухит Нарымбетов.

Отметим, что «Долгое эхо» — проект мэтра казахстанской кинорежиссуры Сатыбалды Нарымбетова, который написал сценарий фильма. Съёмки картины были запланированы на 2019 год. Однако в процесс внесла коррективы пандемия. Работы приостановили.

В этом году приняли решение возобновить съёмки, но, скончался главный режиссёр Сатыбалды Нарымбетов, который, по словам его сына Аскара-Мухита, успел отснять только 1 кадр картины.

Сыновья мэтра приняли решение продолжить дело отца. Оба не понаслышке знают о том, что такое кинематограф. Аскар-Мухит Нарымбетов профессиональный кинорежиссёр, а Ескендир Нарымбетов – оператор.

Ескендир Нарымбетов

Общий бюджет фильма составляет 640 миллионов тенге.

 

4 комментариев

  • 222

    «В 1832 году участвовал в восстании против карательной власти Российской Империи, за что был приговорён к смертной казни, а потом помилован и сослан»
    Этот жестокий Сталин — расстреливает миллионы ежедневно, а потом высылает дважды расстрелянных в Сибирь.
    А по существу:

    «Русский государь Александр I, несмотря на то что поляки были самыми верными солдатами Наполеона, проявил к ним большую милость, несвойственную Западной Европе, где всегда самым жестоким образом давили любое сопротивление и неповиновение. Он дал полякам автономное устройство, сейм, конституцию (её не было в самой России), свою армию, администрацию и денежную систему. Более того, Александр простил бывших ярых сторонников Наполеона, дал возможность вернуться в Варшаву и занять там крупные посты. Дивизионный генерал Великой армии Наполеона Ян Домбровский был назначен сенатором, генералом русской армии и начал формирование новой польской армии. Ещё один генерал Наполеона Юзеф Зайончек также получил чин генерала русской армии, сенатора, княжеское достоинство и стал первым наместником в Царстве (с 1815 по 1826 год)

    Под властью русского государя Царство пережило время расцвета. Эпоха кровавых войн ушла в прошлое. 15 лет Польша жила в мире. Без гражданских войн и конфедераций, мятежей магнатов и вторжения иностранных войск. Простые люди узнали, как жить спокойно и без большой крови. Росла численность населения, развивалось хозяйство региона. Учрежден Варшавский университет, высшие школы (военная, политехническая, горная, лесная, институт народных учителей), быстро росло число средних и начальных школ. Улучшилась жизнь крестьян, средневековые налоги и обычаи уходили в прошлое. Развивалось земледелие, промышленность и торговля. Царство пользовалось выгодами своего положения между Западной Европой и Россией. (ну как обычно — проклятые оккупанты строили школы и больницы)

    Однако всего этого польским патриотам-шовинистам казалось мало. Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит. Они желали радикальных реформ, отделения от России и границ 1772 года. То есть снова мечтали о великой Польше «от моря до моря», с включением западно- и южнорусских земель. На волне прозападной, послевоенной волны в Польше, как и в России, возникают тайные общества. Среди сторонников восстания были самые разные слои населения: аристократы, духовенство, шляхта, офицеры, чиновники, студенчество и демократическая интеллигенция. В результате сформировалось два крыла – аристократическое и демократическое. В рядах будущих польских повстанцев не было единства. Одни мечтали о «старой доброй Польше», с господством духовенства и шляхты, с феодальными и крепостническими порядками. Другие — о республике и «демократии». Их объединяла русофобия и великодержавный шовинизм.»

  • 222

    Ну а закончилось все так, как и должно было закончиться. Мудака, которого надо было пустить в расход, пожалели и просто отправили на перевоспитание.

  • Сергей Кубрин

    Мда уж—есть такая полушутка не делай добра, не получишь зла.То какую чушь и помои несет польская,и прибалтская власть в сторону рф—просто диву даешься.Вон пиндосы красавы в кавычках—уничтожили индейцев и др. коренное население до ихней америкии порядок)))))).Никто не вякает и не качает права , не кому практически тявкать на англосаксов -что они такие плохие экплуататоры и тираны.А если кто вякнет в тюрьму.Ну а раз российская империя оказалась такой доброй,то и получайте дивиденды))))).

  • Лариса

    Хорошо что содержание фильма пересказали, ни за что смотреть этот фильм не буду.

Добавить комментарий для Сергей Кубрин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *