Наш земляк – Александр Гончар – такой, как большинство из нас – живёт от зарплаты до зарплаты, да по принципу: работа – дом — работа. Но, в тоже время, он — человек уникальный, богатый интересной жизнью. Простой продавец со строительного рынка – хранитель самой объективной истории нашего города.
- Все есть, а жить скучно
- Наша встреча состоялась там, где Александр проводит большую часть своей жизни, — в бутике на одном из строительных рынков города.
- Начало рабочего дня, рынок уже гудит, как пчелиный улей. Уступив мне своё рабочее место – табуретку с плюшевой подушкой в бутике с китайской мелочью для ремонта, Александр передаёт свою гордость – два огромных альбома с раритетными открытками. А сам бежит разгружать товар.
- Затаскивая в бутик одну тяжеленную коробку за другой, приговаривает: «Жизнь сейчас такая, всё надо успевать».
- Иначе ему, главе семейства с квартирой в ипотеку, и, правда, нельзя.
- «Зарплата в бутике – мой основной доход, супруга работает, но денег-то всегда не хватает и, наверное, всем», — говорит коллекционер.
- Расхожее мнение о том, что люди, обладающие какими-нибудь коллекциями антикваритата, – это богатеи, которым хочется экзотики в трате денег, у Александра вызывает смех. Он мало того, что живёт от зарплаты до зарплаты, так ещё и на работу на велосипеде ездит.
- Но множество людей, которые знают этого человека, хоть и ездят на работу на иномарках, причем, не подержанных, а работа у них – это собственный бизнес, завидуют ему. «Так и говорят, у меня есть всё, а у тебя жизнь интересная!» — рассказывает Александр.
- Остались только открытки
- По словам Александра, в его жизни всё было тривиально: родился, учился, служил, женился…. От миллионов с такой же линией судьбы с самого детства его отличала страсть к коллекционированию.
- Совсем мальчишкой собирал, в прямом смысле слова, всё, что угодно, от этикеток на спичечных коробках до старых утюгов. Когда появилась возможность не просто собирать, но и покупать, стал коллекционировать бубенцы, фарфоровые статуэтки, иконы и прочее. Кроме того, Гончар собрал коллекцию почти в сто таких открыток с видами родного города. На каждой объективом фотокамеры запечатлён миг, который уже никогда не повторится. А тех видов, что застыли на картинке вековой давности, и в помине нет.
- Больше того, вряд ли на планете ещё жив хоть один человек, любовавшийся видами с открыток собственными глазами. Сегодня, возможно, коллекция является единственным доказательством истории тех или иных людей или зданий, запечатлённых на открытках. Поэтому порой удивляет глаз, привыкший к шаблонной трактовке прошлого. История, которая смотрит на нас с этих открыток, запечатлена её современниками, как говорится, по факту, без прикрас. Об этом мы уже рассказывали в нашей газете.
- Александр признаётся, что если есть выбор, купить пустую или подписанную открытку, он берёт ту, что с текстом. Правда, прочесть строки, выведенные пером, сложно. Удивительно: написано красивыми почерками, но перед витиеватыми соединениями букв глаз современного человека, заточенный под бездушный компьютерный шрифт, бессилен.
- Может, и жизнь тогда была не такой шаблонной?
- Читаем адрес на одной из открыток: «Здесь, под горой, Шарипову Ибрагимовичу г-ну Бехчентаеву, напротив Туйманова». И почтальон знал, где эта улица, где этот дом.
- А ещё, из коротких строк, выведенных на этих открытках, так и веет, как сейчас говорят, позитивом: «Любезная моя», «спешу принести свои поздравления»…
- Ни слова о деньгах. Ни одной грустной нотки даже в посланиях военнопленных, отбывавших повинность на стройках Петропавловска после первой мировой…
- “Извините, постоянный клиент, нельзя терять”, — прерывая наш философский диалог, Александр спешит к покупателю, которому нужна всего лишь пара рабочих перчаток.
- Возвращаемся в реальность современной жизни, где, говорят, важны не деньги, а их количество. Но, даже соглашаясь с этим утверждением, Александр говорит, что свои открытки он ни за что не продаст.
- Обязательно заработает денег, чтобы собрать полную коллекцию и передать сыну как семейную реликвию. Она для него дороже любых денег.
-
- Инна ЛИТВИНЕНКО